О перемещениях во времени

Dec 31, 2016 19:12

Как бы я не любил фантастику и как бы не желал, чтобы машина времени существовала, должен сознаться, что здравый смысл препятствует мне верить в это. Главным и, пожалуй, единственным аргументом против самой возможности путешествовать во времени являются неизбежные и неразрешимые парадоксы, которые возникнут при попадании в прошлое или будущее. ( Read more... )

Leave a comment

sergey_tikhonov January 10 2017, 10:50:20 UTC
Если думать о времени серьёзно, то приходишь к мысли о его непостижимости, и вместе с этим возникает чувство страха.

Помните, как вы писали раньше, что “время - самый великий обман нашего мира”. “Я не верю в существование времени как такового” (ваши слова). Если смотреть с некоей высшей точки, то всё уже завершилось: и наши жизни, и вся история мира, и Страшный Суд - всё это уже в прошлом…

***
“Все наши «Новые годы» составляют Путь жизни. Путь, по которому идут все. Звезды, галактики, черви, люди, цветы, камни. В границах времени мы выбираем Путь.

Когда я был подростком, сосед как-то взял меня на ночную охоту. Мы ехали на «жигулях» по проселочным дорогам между полей. Когда попадался заяц, он начинал убегать почему-то строго по направлению светящихся фар автомобиля. А ведь стоило этой дурной твари прыгнуть в сторону поля, уйти из света фар, то остался бы жив.

ЖИЗНЬ - это прыжок из ШИРОКОГО ПУТИ в сторону, в темноту, где нет указателей социальных условностей. Где другие приоритеты и ценности. То, что у людей «высоко», «престижно», «желанно» - названо у апостола Павла σκύβαλον, то есть «гамном, навозом». И в этом дерьме проходит наш Путь. Чтобы выскочить с него, нужно быть «неправильным» зайцем, суметь бежать не по свету фар мира. Христос сбивает настройку нашей привычной социальной аксиологии. Он говорит, что «лузеры» блаженнее «мажоров». Понять это не просто, особенно тем, кто находится в туннельном зрении широкого пути.

Нормальные зайцы, которые не погибают от дробовика на дороге, рассказывают, что кроме объективного и субъективного времени - Есть Время Вечное. Это Поле. Оно везде и нигде. Путь времени идет через поле Вечности. Время лежит в Вечности, как дорога в поле. Вечность - это неподвижное Время. В Нуле времени есть все и нет ничего. Там вся история Человечества, застывшая в неподвижном движении.

Во время Литургии мы вспоминаем в прошлом времени не только «крест, гроб, трехдневное воскресение», но и «Второе и славное пришествие» Христа на Землю. То, что в земной истории еще не совершилось, в литургическом нуле времени уже прошло. Временная ось времени Евхаристии застыла на неподвижном Нуле Жизни Вечной, которая за пределами евхаристического собрания именуется как Жизнь Будущего века. Поэтому и всю событийную аксиологию в движущемся времени Христос оценивает с позиции неподвижной Вечности.

Риск прыжка в темноту неосвещенного фарами поля для зайца в обертке мирских ценностей - это «безумие и соблазн», но для нас, спасаемых, - «сила Божия» (см.: 1 Кор. 1:18). Это единственная возможность не попасть в духовку”.

(Протоиерей Игорь Рябко. Философия времени. Фрагмент этой записи - http://sergey-tikhonov.livejournal.com/148883.html)

Reply

neuport January 10 2017, 15:34:08 UTC
Это Ваш текст, дружище? Если да, то будет разговор.
Прежде всего хочу попросить: не надо так много сразу. Вы сами-то понимаете, насколько концентрирован Ваш текст? Такая редкость по нынешним временам. Каждое предложение - тезис, каждое словосочетание - мысль. И не такая мысль, над которой довольно хмыкнул и пошёл дальше, а такая, которая требует обсуждения. Вот это подарок! Вы не поверите, до этого часа я не переставал сожалеть о том, что один из главных текстов моего журнала - о времени - остаётся без внимания. И вот - такой рождественский подарок. Спасибо, тёзка! По Вашему ответу я вижу, что Вы читали это http://neuport.livejournal.com/2399.html
Это заслуживает того, чтобы заняться им на свежую голову. Вы набросали столько важных мыслей, что я, признаться, слегка растерялся. Без лишней скромности скажу: для иного это просто оригинальный текст, не больше, но для меня не так. Я вижу, что Вы хотите сказать в каждом из своих лаконичных выражений.

Не могу удержаться. Притча про зайца - замечательно. "Поле" и "путь времени идёт через поле вечности" - блеск. На этом остановлюсь. Утро вечера мудренее.

Reply

sergey_tikhonov January 10 2017, 15:55:49 UTC
Но ведь я же указал авторство и даже дал ссылку на полный текст. Этот текст принадлежит человеку с богословским образованием - протоиерею Игорю Рябко, а я всего лишь отредактировал его. Должен заметить, что подобные мысли высказывали и другие авторы. Но и у меня тоже появилась парочка мыслей по теме; могу ли я в таком случае рассчитывать на разговор? :)

Reply

neuport January 10 2017, 16:01:26 UTC
Извините, я не обратил должного внимания на ссылку.
/могу ли я в таком случае рассчитывать на разговор?/
Разумеется. Ведь Вами же разделяются эти мысли.

Reply

neuport January 11 2017, 16:07:26 UTC
Итак. Прежде всего скажу, что автор рассуждает о времени несколько в ином аспекте - философском, тогда как я, в силу ли того, что больше технарь, чем гуманитарий, или по другой причине, выбрал онтологический аспект. Мне чрезвычайно интересно, ЧТО такое время с физической точки зрения, и вообще - можно ли со всей уверенностью утверждать, что оно как таковое существует.

В 4-м абзаце утверждается:
а) вечность есть неподвижное время;
б) время есть часть вечности, как дорога часть поля.

При всей красоте и евангельской верности притчи про зайца, при всей остроумности определений времени и вечности я не могу согласиться с этими пунктами. Во-первых, вечность не есть время. Никакое: ни застывшее, ни неподвижное, ни вечное. Коренной ошибкой будет любое вообще сравнение вечности со временем. Не говоря уже о том, что времени не существует, а значит делать его базой для определения вечности не остаётся никакой возможности, вечность категория совсем другого порядка. Ни у кого из живых людей нет права давать конечное определение вечности по той простой причине, что никто из нас её не испытал в полной мере. Лично я уверен только в том, что: а) вечность и время несопоставимые понятия; б) вечность, если уж давать ей хоть какие-нибудь определительные черты, это особого рода стабильность, которой ничто и никто не в силах угрожать. Под стабильностью я понимаю фундаментальную неизменяемость.

В моём понимании время - это не нечто и даже не измерение. Это только возможность измениться. Как согласно законам физики движение возможно только во времени, так согласно христианскому вероучению изменение души (покаяние, очищение, оздоровление, совершенствование) возможно только во времени. После смерти, когда наступит вечность, покаяние и спасение невозможно. Таким образом время ценно для человека только как возможность, т.е. как дополнительное условие бытия, которым лучше бы воспользоваться. Категория по имени возможность - не есть нечто, это никакое не измерение, это всего лишь возможность как допустимость, не более того. Это форма снисходительности Бога к нашей падшести. Когда на экзамене я не могу ответить по билету, я дорого бы дал за возможность вытянуть ещё один билет. Бог по благости без конца позволяет нам тянуть и тянуть билеты. Это и есть та возможность, о которой я говорю.
Что значит "я существую во времени"? Это означает на самом деле всего лишь то, что у меня пока ещё сохраняется возможность изменить себя. И только.

В 5-ом абзаце автор приближается к моей мысли, что имеющее произойти в будущем следует уже считать свершившимся. На этом наше сближение заканчивается.

Reply

sergey_tikhonov January 13 2017, 18:55:46 UTC
Да, интересная тема предложена для разговора. Тайна времени и вечности (и вообще тайна нашего бытия, бытия всего мира) привлекает и учёных разных специальностей, и философов, и богословов, и мистиков, и некнижных простецов.

Вы сказали, что хотели бы знать, “ЧТО такое время с физической точки зрения”, но именно об этом, как мне показалось, ничего и не говорили. Учёные-физики строят различные теории в отношении времени, пытаются его изучать. Но современная фундаментальная физика, как об этом говорят знающие люди, находится в состоянии кризиса. Назрела необходимость пересмотра старых концепций, но старики держатся за свои постулаты мёртвой хваткой, что сильно тормозит развитие науки. Когда-нибудь надо прекращать это безумие с долбёжкой частиц в ускорителях :)

Но нам не достаточно физики, нам важно понять смысл времени, для чего оно. И тут не обойтись без философии, без метафизики. Отец Игорь, чей текст я привёл в своём комментарии, вовсе и не пытался говорить о физике времени; образы, предложенные им, - это лишь попытка показать соотношение времени и вечности, а не определение их.

Вы пишете, что вечность - это “фундаментальная неизменяемость”. Думаю, что это утверждение нуждается в дополнительных объяснениях, иначе можно подумать, что вечность представляется вам как некое подобие нирваны.

“Время - атрибут относительного бытия. Во времени нет прошлого: оно безвозвратно исчезло; во времени нет будущего: оно только предполагается; во времени нет настоящего: это луч, не имеющий ни длины, ни ширины, беспрерывно скользящий от уже потерянного прошлого к еще не существующему будущему. Пока наши органы чувств пытаются зафиксировать время как настоящее, оно уже прошло, превратилось в прошлое, эта волна пронеслась мимо нас. Значит, настоящее - лишь воспоминание о недавнем прошлом, косность органов наших чувств, которые доносят до нас мгновение, которого уже нет. Значит, настоящее - это только след прошлого и ожидание будущего.

Сама смерть - это не выход из времени; просто душа человека переходит в состояние нового восприятия времени, неведомое нам. Время исчезнет тогда, когда небо и земля сгорят в космическом пламени[5], которое не уничтожит, а преобразит мир. До Страшного Суда время царит не только на земле, но и на небе и в преисподней. Души святых ждут воскресения тел, души грешников - милости Божией по молитвам Церкви и тех, кто творит милостыню за них на земле. Изменение предполагает время, это движение по горизонтали. Вечность - это движение по вертикали, в ней нет изменений как переходов из одного состояния в другое, в ней - раскрытие содержания человеческой души.

В вечности нет той потери бытия, которую философы называют асимметрией времени: там нет периодов, которые сменяются один другим; вечность - это не неподвижность, не статика, но движение, динамика, только иного характера, нежели динамика времени.

Время одномерно, а вечность многомерна. Понять это трудно. Предположим, плоскость, которая двухмерна, получила третье измерение, стала объемной. Так, образно говоря, и в вечности: то, что было одномерным, становится многомерным, и человек, не теряя прошлого, расширяет настоящее, и в этом настоящем через приобщение к благодати открывается все новое и новое: новые объемы бытия, новые емкости восприятия. Время - это перемена; перемена связана с потерей. В вечности - новое без потерь. Вечность - это истинное бытие. Время - это этап. Время не переходит в вечность, и вечность не переходит во время. Время проходит на фоне вечности. Это период становления, утробный период вечности. В Апокалипсисе говорится, что после Страшного Суда времени уже не будет”.

И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам (Откр. 10, 5-7).

(Текст из книги архимандрита Рафаила (Карелина) выделен курсивом и кавычками. Полный текст статьи здесь - http://sergey-tikhonov.livejournal.com/151092.html)

Reply

neuport January 19 2017, 13:31:14 UTC
Да, было бы самонадеянно пытаться дать сколько-нибудь "физическое" определение времени. На это замахиваться я не стану. Вами верно найдено слово - "метафизический" же смысл вполне нами может быть ухвачен за край.

Не совсем понял, почему Вам не нравится "фундаментальная неизменяемость". Не претендуя на исчерпывающее описание, всё-таки считаю это словосочетание удачным и уместным. С нирваной едва ли тут стоит делать сравнение: нирвана есть фундаментальное небытие, буквально "угасание", уход в ничто. Моя же неизменяемость выстраивается в параллель с известным атрибутом Бога.

В приведённой цитате очевидна полная гармония с моими взглядами на время. Спасибо за удачно подобранную цитату. Что касается вечности, судить не берусь. Возможно, автор прав в её описании. А может быть, в чём-то не корректен. О вечности рассуждать - неблагодарное дело.

Мне тоже приходили на память эти слова из Апокалипсиса. "Времени уже не будет" - ключевая фраза, ставшая отправной посылкой в рассуждении, что время есть ценность преходящая, а значит это никакая не ценность и, можно сказать, вообще ничто.

Я догадываюсь, почему Вы заговорили о буддизме. Действительно, ортодоксальному буддисту свойственно утверждать, что всё есть майя, иллюзия, на самом деле ничего не существует, ни материи, ни личности, ни мира, ни времени. А что, если буддизм и родился из верной убеждённости Гаутамы в преходящести бытия? Да, собственно, так и было. Он увидел, что всё проходит, люди неизбежно стремятся к старости и смерти и т.д., но он не знал рубежей и пошёл дальше - вплоть до отрицания самого бытия. Христианству же известны вещи как преходящие, так и не преходящие.

С праздником Крещения Господня!

Reply


Leave a comment

Up