Каких только я немецких лётчиков не перечитал, а вот оказывается, есть книга воспоминаний нашего прославленного аса Покрышкина. Читается увлекательно, по счастью мало идеологии, хотя поклоны туда делаются, зато много подробностей боевой лётной работы, что мне и нужно было. Начал войну, только-только пересев на МиГ-3. Первым самолётом, который сбил Покрышкин, - это было в самый первый день войны, - был наш бомбардировщик Су-2. Его полк базировался в Молдавии, недалеко от границы, их уже бомбили немцы. Покрышкин рвался в бой. Как только увидел над своим аэродромом строй бомбардировщиков, сразу взлетел и атаковал, зайдя против солнца. Сбил одного. Сделал следующий заход и только тогда увидел звёзды на крыльях. От отчаяния хотел было врезаться в землю. Но уже на следующий день сбил первого Мессершмитта. Спустя две или три недели на его счету было уже 6 самолётов (Ме-109, разведчики Хеншель-126 и бомбардировщики Ю-88). Если бы он сбивал такими темпами на протяжении всей войны... Те же 6 самолётов им сбито за последних два года войны (!). За всю войну только 65 самолётов. Ни в какое сравнение с немецкими асами.
Но вот что ещё обратило моё внимание. Наши лётчики не раз с осуждением отмечали в своих высказываниях, что немцы любили атаковать подбитых и отставших, напрасно не рисковали, если расклад был не в их пользу, предпочитали ретироваться и т.д. Покрышкин тоже пишет об этой "подлой повадке" нападать на слабаков. Между тем сам он в первых же боях добивал подранков, причём один из них был тихоходный Хеншель с одним пулемётом; рассказывает о гибели лётчика Семёнова на его глазах, как тот погнался за горящим Мессершмиттом добить его, но не справился с управлением и упал на землю. Рассказывает, как о нормальной боевой работе. То есть я могу и должен добивать гада, а если немец добивает нашего раненого героя, то он сволочь и подлец. Удивительно.
На фото молодой Александр Покрышкин в 1940 году. Летал ещё на И-16.