Маршрут: Иркутская область - Бурятия.
Чуть не не угодив однажды на автомобиле в канаву, Ильф и Петров в своем романе "Одноэтажная Америка" так описали этот случай.
"Не успели мы обменяться даже одним словом насчет того, что с нами случилось, как первая же проезжавшая мимо нас машина (это был грузовик) остановилась, и из нее вышел человек с прекрасной новой веревкой в руках. Не говоря ни слова, он привязал один конец веревки к грузовику, другой к нашей машине и в одну минуту вытащил ее на дорогу. Все автомобилисты, проезжавшие в это время мимо нас, останавливались и спрашивали, не нужна ли помощь. Вообще спасители набросились на нас, как коршуны. Ежесекундно скрипели тормоза, и новый проезжий предлагал свои услуги.
Это было прекрасное зрелище. Автомобили сползались к нам без сговора, как это делают муравьи, когда видят собрата в беде. Честное слово, даже хорошо, что с нами произошел маленький эксидент, иначе мы не узнали бы этой удивительной американской черты. Только выяснив, что помощь уже не нужна, автомобилисты ехали дальше".
После сегодняшнего происшествия могу авторитетно заявить, что эта "удивительная американская черта" присуща и нашим, обыкновенным русским водителям. Но обо всем по порядку.
Сначала было немного Иркутска (улица 3-го Июля).
Потом много пафоса - прельстившись приятной вывеской, вместо кафешки, которую ожидали увидеть за дверью, попали в царство высоких потолков, упитанных цен, дизайна "под Советский союз" и торжественных официантов ресторана "Рассольник".
Как только пустые баки наших желудков были заправлены топливом, мы отправились смотреть на Байкал. Дорога к озеру шла через лес, погода была солнечной, и снег на хвойных лапах так сверкал, что я не могла не остановиться, чтобы сделать пару снимков. Присмотрела расчищенную обочину, включила поворотник, выкрутила руль вправо и... правыми колесами аккуратно провалилась в утрамбованный снег, который я и приняла за обочину. Паша, сидя на пассажирском сиденье накренившейся на бок машины, произнес невозмутимо: "Ну, иди фотографируй".
Не успели мы включить аварийку, как подъехала одна машина, за ней еще одна, третья, четвертая - водители выходили и предлагали помощь. В конце концов из сугроба нас вызволил немногословный, очень добрый водитель Камаза с бурятскими номерами.
Паша был в восторге. "Жена, - радостно чуть ли не кричал он, - молодец, что съехала с обочины! Теперь ты видишь, какие у нас в стране люди! Я горжусь ими!!! Ну, зато теперь мы знаем, что нужно купить крюк, надежный трос и что нельзя парковаться на краю трассы. Будем считать, что это такое предупреждение для нас, ведь все могло было быть гораздо хуже, окажись мы в другое время в другом месте". Я полностью согласилась, и мы покатили вперед по серпантину.
Вдруг перед нами блеснула вода. От волнения захватило дух - это же Байкал! Молчаливый, величественный, потрясающий. Три недели в пути, тысячи километров, чтобы только встретиться с ним!
В Култуке мы купили омуля и, счастливые, грызли его у самого озера.
Конечная точка путешествия достигнута, на этом можно было бы и закончить наш свадебный дневник, но осталась еще кое-что - нам очень советовали заехать в Аршан. Об этом месте мы знали, что находится оно в ста километрах от Култука, что там должно быть красиво, что это вроде бы как Бурятия, а больше ничего не знали. Ни в чем не сомневаясь, не боясь надвигающейся темноты, мы устремились в эту прекрасную неизвестность.