Уже несколько недель я собираюсь рассказать о нашей загородной экскурсии в Переделкино.
Собственно, о ней, как и о многих других, мы узнали из журнала «Большой город».
Проводит их Сергей Брель - поэт, драматург, филолог, журналист, краевед.
Теперь у нас в планах попасть к нему на пешие экскурсии по историческим улочкам Москвы.
Так вот, про Переделкино...
Яндекс сообщил, что будет солнце и мы почему-то опять поверили. Поэтому накануне вечером мы вышли из дома без резиновых сапог и отправились в Матвеевское, чтобы переночевать у бабушки, а ранним утром оставить Федора и сесть на электричку в нужном нам направлении.
В электричке мы присоединились к основной части группы, стартовавшей с Киевского вокзала.
По-моему, предсказание погоды - самая бесполезная в мире деятельность. Дождь зарядил с утра и не прекращался всю экскурсию.
Я ни разу не достала фотоаппарат и все снимала одной рукой на телефон, потому что в другой был зонтик.
Это, конечно, немного обидно. Но зато я почти не отвлекалась от интересных рассказов.
В чем мы не прогадали в этот пасмурный выходной, так это в том, что взяли с собой напитки горячие и горячительные.
Началась экскурсия совсем не с писательского наследия, а у ворот дачи Левинсона - советского архитектора.
Сама дача, по всей видимости, - постройка уникальная, потому как это единственное деревянное сооружение Ф. О. Шехтеля.
"По всей видимости" - то есть рассмотреть из-за высокого забора мы его так и не смогли, а чтобы попасть внутрь двора и дома нужно отдельно заказывать экскурсию в Москомнаследии. Увидеть можно было только то, что дом увенчан башенкой со сказочным петушком.
Но Сашка поднял меня на плечи и что-то я все таки запечатлела.
"Начиная с этого здания, получила своё развитие национально-романтическая ветвь модерна в русской архитектуре. В конце XIX века архитектор, отходя от своего увлечения готикой, изучал древнерусские архитектурные формы, пытаясь найти свой русский стиль".
Тогда же Шехтель взялся за большую работу - проект здания Ярославского вокзала. Этот переделкинский домик, если внимательно к нему приглядеться, очень его напоминает. И своей формой, и даже росписью.
Фото из интернета:
От дачи-теремка по красивым ступеням мы спустились к роднику.
К тому самому, который описывал Валентин Катаев в своем произведении "Святой колодец".
Сергей читал нам отрывок...
Как-то во время очередной экскурсии один местный житель услышал"...Старик вынимал бутылки одну за другой из мешка, полоскал в воде и ставил шеренгой для того, чтобы они высохли, прежде чем он пойдет их сдавать в станционный продовольственный магазин. Здесь были самые разнообразные бутылки - белые и зеленые - из-под вермута, зубровки, портвейна, «столичной» и «московской», кагора, рислинга, «абрау-каберне», «твиши», «мукузани» и многие другие - и среди них лилипутики четвертинок, как маленькие дети среди нищих, - и каждую из них старик тщательно полоскал снаружи и внутри и ставил одну возле другой, причем мы заметили, что, хотя ряд и удлинялся, количество бутылок в мешке не убавилось, как будто бы мешок был волшебный, и это нас немного беспокоило, подобно простому фокусу, который трудно разгадать..." и сказал, что может показать все эти бутылки и пригласить всех посмотреть как живут обычные дачники в Переделкино.
Так наша экскурсия зарулила на дачу местного жителя Андрея, где он рассказывал про своего деда, ранее проживавшего здесь и оставшуюся после него коллекцию бутылок.
Тут наши взгляды с мужем чуть разделились. Я все же считаю, что это не совсем обязательная часть экскурсии и смотреть на пустые бутылки и чужой современный быт, пусть даже заполненный памятными вещами, не так заманчиво. Но Сашка узрел среди бутылок грузинский портвейн, о существовании которого даже не подозревал и еще какую-то старую литературу.
А потом началось то, ради чего мы собственно и приехали.
Вы когда-нибудь гуляли осенью по кладбищу под дождем, слушая стихи?
Атмосферно, знаете ли.
По дороге к могиле Пастернака мы останавливались возле нескольких памятников.
Сергей рассказывал истории из жизни этих людей и читал отрывки из их произведений...
На фото справа могила поэта и переводчика Семена Липкина.
У могилы Арсения Тарковского.
Могила Виктора Фёдоровича Бокова и семейная могила Пастернаков напротив:
Самого Бориса Пастернака, его жены Зинаиды Николаевны, его младшего сына Леонида и пасынка Адриана Нейгауза.
Рядом стоит скамейка и часто люди приходят на могилу Пастернака, садятся и читают его произведения.
Про это место существует много историй, мистических и не очень. Один факт я случайно нашла, когда писала этот пост:
В 2004 году, приехав на открытие 26-го Московского международного кинофестиваля, чтобы представить свой фильм "Убить Билла-2", Квентин Тарантино первым делом попросил свозить его в Переделкино на могилу Пастернака.
Позже его переводчик рассказал, что Борис Пастернак - литературный кумир Квентина с детства, он помнит его стихи и вообще любит читать и прекрасно знает русскую литературу, также как и российское кино, начиная с фильмов Эйзенштейна и Вертова.
Тут же недалеко, прошли мимо могил Корнея Чуковского и его жены Марии Борисовны.
Не знаю можно ли применить к могильной теме, но именно умилили памятники членов КПСС.
Всех их объединяет трогательное дополнение под датами жизни.
На фото справа могила Веры Звягинцевой - поэтессы, переводчицы и деятеля культуры советской эпохи.
Несколько десятилетий она переводила украинских, армянских, грузинских, белорусских, кабардинских и других поэтов СССР.
Особенно многочисленны её переводы с армянского.
Поэтому на могиле в 1975 году установлен памятник работы известного армянского скульптора Самвела Казаряна.
Дальше наш путь пролегал мимо храма святого Игоря Черниговского.
У меня к архитектуре современных громоздких русских православных храмов отношение, мягко говоря, ровное.
Собственно, этот эклектичный пирог с фарфоровыми куполами в стиле храма Василия Блаженного тоже восторга не вызвал.
Но Сергей уверил, что у него особенно и очень красиво решено подкупольное пространство, благодаря многочисленным окнам, и храм всегда заполнен солнечным светом. Жалко, что он был закрыт, мы бы с удовольствием зашли.
И почему, собственно, храмы в нашей стране имеют свойство закрываться, мне тоже не очень понятно. Это же все-таки "дом Божий", у человека в любое время может возникнуть потребность обратиться за помощью, а не по расписанию...
За храмом виднеется уже московский район Ново-Переделкино.
С другой стороны комплекс в псевдорусском стиле - усадьба Лукино, ныне одна из резиденций Патриарха.
Гулять по резиденциям простым смертным нельзя, поэтому чуть осмотрели у входа. Ну и пожалуйста.
... а потом начались писательские дачи, те самые, о которых легенды.
В 1934 году, по настойчивой просьбе Максима Горького, правительство выделило землю под постройку городка писателей на правах безвозмездного и бессрочного пользования. За несколько лет по немецким проектам построили 50 двухэтажных деревянных дач.
Первыми обитателями переделкинских дач стали: А. Серафимович, Л. Леонов, И. Бабель, В. Иванов, Б. Пастернак, И. Ильф, Е. Петров и другие.
За забором довольно большая территория Дома творчества писателей. Здесь жили и работали профессиональные литераторы: поэты, писатели, драматурги.
"Выпью-ка я, пожалуй, коньячку возле Дома творчества писателей!" - сказал Саша.
По соседству уютно вписался скромный дачный домик Ренаты Литвиновой, очень даже не исторический.
Пишите письма!)
Как заметил мой муж: "Приусадебным хозяйством Рената Муратовна, похоже, себя не обременяет".
Сам Дом творчества.
Вообще там в саду совсем не ощущается двадцать первый век. Вот уж где благодатные декорации для фильмов о советском периоде.
Замазывать в кадре совсем ничего не нужно, разве что пару машин от входа отогнать.
И внутри дома время остановилось.
Сталинский ампир во всей красе.
Кстати, дом функционирует и принимает гостей. Ночь проживания в комнате со скромным трехразовым кормлением стоит чуть меньше полутора тысяч рублей.
Но, должно заметить, что условия не самые комфортные. Уж насколько я люблю "дома с привидениями", заставить меня переночевать здесь было бы наказанием. Дом - музей по сути. Туалеты и душевые общие на этаже и тоже много лет незатронутые ремонтом.
Мне было тяжело дышать. Такое бывает, когда работает адское отопление в сыром старом доме.
У администрации мы узнали, что напротив, в новом корпусе, можно снять комнату чуть подороже, с удобствами внутри и теми же обедами.
Теперь думаем приехать как-нибудь зимой на выходные. Наверняка там будет много снега, тишина, голые деревья позволят порисовать домики, а с Федькой можно будет сходить в музей Чуковского, о котором ниже.
Я фанат антикварных светильников. А это уже антиквариат.)
А потом мы шли по улице, одна сторона которой прятала за высоким забором элитный новострой, а другая за просвечивающими калитками открывала чудные старые домики. Немного жаль, что домики эти разглядеть тоже было трудно, потому как у всех теперь свои новые обитатели.
Сергей рассказывал истории и байки, которые он собирает про жителей поселка.
Была особенная атмосфера и сплочение среди соседей. Дети писателей и дети работников, строивших эти дома, вместе бегали по этим дорожкам. Говорят, внук Чуковского прибегал к дому работников и его там как своего угощали молоком, потому что у них была корова.
Дальше мы додумали, что когда дети работников прибегали в дом Чуковского, добрый дедушка Корней кормил их сказками.
Дом-музей Пастернака единственный, который удалось рассмотреть вблизи.
В сам дом не заходили. Это уже отдельная экскурсия по желанию.
Потом мы двигались по улице Серафимовича, или «Железного потока», как называют ее местные жители - к дому-музею К. И. Чуковского.
Рядом - то самое сказочное Чудо-дерево с чулками и башмаками.
Дом-музей как и остальные известные дачи сохраняет тот облик, который был при жизни его главного владельца.
Помимо обычной работы музея, здесь часто проводят встречи с писателями и детские праздники.
В 1957 году Корней Иванович Чуковский решил сделать переделкинской детворе подарок - построить библиотеку, украсить ее изнутри и снаружи так, как нравится детям. Мне вот очень понравилась живописная крыша этого домика, а надпись БИБ - ЛИО - ТЕКА, разбитую между двумя дверями я простить никак не могу. Надеюсь, это не дедушка Корней придумал.
"Аллея Полуклассиков" - еще одно неофициальное название этой улицы.
Здесь про каждый дом столько историй, что у меня в какой-то момент перемешались имена и факты))
Очередной рассказ про обитателей этой дачи я уже случайно прослушала.
Просто стояла и представляла себе, как из-за занавесочки на меня смотрит привидение, а под крышей ходят чьи-то тени.
Вообще настроение от пребывания в этих местах окрашивается в тона, присущие периоду репрессий.
Зловещей шуткой прозвучало у одного из домов: "Здесь жил поэт и умер." Да, случалось и такое - не расстрелян, не сгинул в лагерях, а умер своей смертью, во второй-то половине тридцатых!
...Вот дача, где осенью 1974 года после мытарств и страданий свел счеты с жизнью поэт и драматург Геннадий Шпаликов.
А позже здесь долгое время жил и работал писатель Сергей Козлов. Тот самый, чьи сказочные истории про ёжика и медвежонка мы теперь постоянно читаем с сыном.
И это был последний дом в нашем маленьком путешествии.
А потом мы пошли к станции...
Надо заметить, что не все достопримечательности Переделкина нам удалось увидеть, хотя и этих эмоций хватит надолго.
Еще раз спасибо всем организаторам и отдельно Сергею за чудесный и познавательный день.
Анонсы этой и других экскурсий по историческим достопримечательностям Москвы можно найти на сайте www.cozymoscow.me