Случайно попал на сеанс "Левиафана". Народ то ли не в курсе, то ли привык к развлекаловке - все ломанулись смотреть "50 оттенков серого" - билетов нет даже в дорогие премьерные дни. На "Левиафане" было же 5 человек, хотя сеанс один в день. Однако, что интересно, все - молодежь! Про таких не скажешь, что любители негатива и ностальгии по прошлому (советскому, императорскому, и пр.).
У фильма репутация скандального, однако при просмотре ничего такого, к сожалению, не обнаружилось. Мата столько же, сколько и в окружающей жизни. Скандально опорочить государственную власть, правоохранительную систему тоже не вышло - всё как и в жизни, где решения судов, депутатов и министров часто вызывают нервный смех сквозь слёзы. Еще до выхода православные, невесть как раздобывшие пиратку (что не запрещено, видимо, религиозной моралью), подняли крик, что фильм антиправославный. Однако если вы надеетесь на это, то скажу сразу, что эти ребята слышали звон, не зная, где он. Религия играет в фильме третьестепенную роль, на первом плане - трагедия семьи и моральных ценностей, на втором - тема коррупции, и только где-то дальше идёт религия. Лицемерие религиозных деятелей же показано лишь в последних кадрах фильма - а последнее запоминается лучше, может быть, это и причина для возбуждения верующих. Сотрудничество церкви и власти - тема известная, набившая оскомину, фильм показывает её, но в контексте моральной драмы, не акцентируя внимания на ней.
Пища для ума, однако, есть - как идиотские показаны слова священника о возрождении религии и морали в России, борьбе за правду на фоне крушения семьи и жизни главного героя. Смело и глубоко! Вероятно, аналитики отметят этическую "вилку" о разности понимания правды и возрождения в религии и понимании людей, живущих обычной жизнью. Хороша и фраза депутата - "У тебя нет, не было и не будет никаких прав!". На фоне всеобщего энтузиазма по борьбе с Западом, демократией и правами человека эта фигура хорошо показывает, какова российская "альтернатива" демократии - барин, переродившийся из дворян в советского номенклатурщика, а затем в российского чиновника, не знающего никаких границ и боящийся только московского начальства.
Гораздо более тонкие и не лежащие на поверхности вещи связаны с образами Иова и Левиафана, что уже требует познаний в области философии. Левиафан трактуется, конечно, в гоббсовском духе, несмотря на то, что периодически в фильме плещется настоящее морское чудище. Но чудище - это вовсе не морской кит, а гос. система. Так, именно в этом намек ключ к непоказанной смерти жены главного героя. Тонковато. Историю же с долготерпельцем Иовом привлекли как контрпример - что долготерпение к страданиям вовсе не ведёт к благоденствию, как это было в библейской истории, если же это так, то христианское понимание теодицеи е только теряет смысл, но и становится безнравственным. Обрыв фильма не на возмездии, а на крушении жизни главного героя говорит как раз о шпильке в область библейской интерпретации.
Эти моменты - пусть и немного, но на фоне безыдейности и клишированности фильмов массового проката фильм выглядит едва ли не интеллектуальным, "авторским кино". За что фильму дали награды? Не знаю! Что привлекло европейских критиков? Острая социальность или некие намеки на "авторское кино"? Если кто-то прояснит, было бы интересно. Главный вопрос - зачем смотреть, если фильм не такой уж и скандальный, а тонкости понятны только узкому кругу? Ответы просты.
1) Если хочется видеть на широком экране хорошее кино, то его нужно не качать, а смотреть. Иначе то, где есть хоть крупица критичности и намеки на интеллектуальность, будет объявлено даже не "происками пятой колонны", а просто коммерчески неуспешным.
2) Фильм оставляет ощущение того, что у тебя не так уж всё и плохо!