Почему металлодетекторы не смогли предотвратить трагедию?

Apr 08, 2017 21:19



3 апреля рамочные металлодекторы «СНТ» «пропустили» в подземку террориста с грузом, по разным оценкам, от 500 граммов до 1,5 килограммов взрывчатки, часть которой была обнаружена и обезврежена на станции метро «Площадь Восстания», над которым находится объект стратегического значения - Московский вокзал. Ни одна из рамок в метро не подала тревожный сигнал. Или на него никто не отреагировал?

325 арочных металлодетекторов появились на 67 станциях петербургского метро осенью-зимой 2015-го. За этот заказ «СНТ» получило от городского Комитета по транспорту 59,5 миллиона рублей. Каждая арка стоила 183 250 руб., хотя еще в октябре 2013 года город покупал у СНТ рамку за 63 тысячи рублей. Трехкратный рост стоимости при заявленной инфляции 5-7 процентов трудно было объяснить даже падением рубля и удорожанием импортных деталей.

Тогда в «Метрополитене» признали, что оборудование уже почти год работает неполноценно. «С 26.12.2015 по 01.12.2016 <…> группы стационарных рамочных металлодетекторов <…> находятся в опытной эксплуатации», - ответила пресс-секретарь ГУП «Метрополитен» Юлия Щавель. По ее словам, в течение года представители петербургской подземки предлагали производителю вносить изменения в работу охранных рамок.

Зачем понадобился столь долгий испытательный срок - неясно. «У нас есть инструкция по эксплуатации. Пятнадцать секунд - и металлодетектор готов к работе», - разъясняли тогда в «СНТ». Заметим, что и в конкурсной документации срок опытной эксплуатации не предусмотрен.

Уже тогда конкуренты «СНТ», усомнились, что поставляемое фирмой оборудование выполняет поставленные задачи. «Металлодетекторы настроены так, что звук выключен и реакции никакой, поэтому, по сути, они не работают», - заявил собеседник из компании «Аурикс», которая занимается производством и поставкой антитеррористического оборудования. Специалист компании «Группа СТ» также предположил, что техника в вестибюлях стоит зря: «Похоже, их поставили только чтобы выполнить предписание об антитеррористических мерах». Но, по его словам, настроить рамки, действительно, можно за день, а то и за несколько часов.

Компания «СНТ» в обеих столицах была единственным участником городских конкурсов на поставку техники. Несмотря на то, что все арочные металлодетекторы работают одинаково, в контракт могли внести требования, исключающие конкурентов. Например, сертификацию правоохранительных органов, которая по закону не требуется. «Получить сертификат ФСБ почти нереально», - говорят в «Ауриксе». Ни «Группа СТ», ни «Аурикс» в конкурсе на оснащение метрополитена арочными детекторами не участвовали, поскольку их техника необходимым требованиям изначально не соответствовала.

Какие перемены произошли после ноября прошлого года? Три месяца назад ГУП «Петербургский метрополитен» заключил с «СНТ» еще два контракта на 22 миллиона рублей. Предполагалось, между прочим, усилить эффективность уже установленных рамок. Так, за 9 млн. рублей ГУП «Петербургский метрополитен» установил «ограждающие конструкции», которые не позволяют обойти рамочные металлодетекторы. А 17 марта «СНТ» заключила контракт уже с московским метрополитеном на 32 миллиона рублей. Деньги пойдут на ремонт оборудования системы безопасности.

При этом питерская полиция на метрополитене до вчерашнего дня отвечала, что входные рамки работают неисправно. Ежедневно несколько станций закрываются на вход и выход из-за обнаружения бесхозных вещей. Если система наверху работала, то как сумка, начиненная взрывчаткой, оказалась в подземке?

В то же время ни один из участников рынка не утверждает, что металлодетекторы могли предотвратить трагедию. Чтобы оборудование работало эффективно, его нужно использовать как это делают в аэропортах - досматривать каждого человека. Представить себе такое в метро трудно: это полностью заблокирует его работу.

теракт, металлодетекторы

Previous post Next post
Up