У "Моны Лизы" Леонардо да Винчи в Париже появились серьезные конкуренты

Apr 01, 2017 19:02



Лувр представляет "золотой голландский век". Здесь можно увидеть и картины из частной коллекции американского миллиардера Томаса Каплана.
С 22 февраля по 22 мая в Лувре можно увидеть величайших нидерландских художников. Особенно одна картина привлекает к себе повышенное внимание - работа Яна Вермеера "Девушка, сидящая за вирджиналем". Датируемая примерно 1670 годом картина является единственной из относительно небольшого наследия этого мастера бытовой живописи и жанрового портрета, находящейся в частном владении. Принадлежит полотно одному американскому предпринимателю и миллиардеру, который является также владельцем крупнейшего в мире частного собрания шедевров Рембрандта. Лувр экспонирует в рамках двух главных выставок нового сезона, посвященного "золотому голландскому веку", около 30 произведений искусства из коллекции Томаса Каплана. Таким образом, впервые Лейденскую коллекцию представляет столь известный и крупный музей.



Ян Вермеер, "Девушка, сидящая за вирджиналем"

Всего за 14 лет Томас Каплан и его супруга Дафна Реканати Каплан приобрели более 250 произведений искусства, созданных художниками из пяти поколений голландских мастеров, в том числе и 11 картин Рембрандта. Артефакты из коллекции, названной Лейденской в честь нидерландского города, где родился Рембрандт, уже около 40 раз выставлялись в различных галереях и выставочных залах по всему миру. Томас Каплан предпочитал при этом соблюдать инкогнито.

"Редко бывает так, что коллекционер столь последовательно собирает исключительно старых мастеров, - говорит директор музея Rijksmuseum в Амстердаме Тако Диббитс. - Великолепно, что старые мастера не теряют своего значения благодаря новому поколению исследователей и коллекционеров, хранящих их наследие".

Шедевры напрокат

В настоящее время 55-летний предприниматель Томас Каплан живет в Нью-Йорке. Свое миллиардное состояние он заработал на инвестициях в благородные металлы. По случаю показа части своей художественной коллекции в Лувре он впервые поделился с общественностью подробностями своего увлечения искусством. Цель его собирательской деятельности состоит в том, как он сам говорит, чтобы вызволить из скрытых частных коллекций художественные ценности и сделать их общественным достоянием через "службу проката произведений искусства". "Я не считаю, что быть коллекционером само по себе является благородным занятием, - подчеркивает Томас Каплан. - Важнее, чтобы работы выставлялись публично".

Дабы информация о его коллекции была доступна самому широкому кругу ученых и учреждений, Томас Каплан публикует все релевантные данные и документы в интернете, а не в толстых книгах и каталогах, которые, по его словам, никто никогда не будет читать. Уже сегодня интернет-ресурс Лейденской коллекции не уступает по качеству музейной сетевой презентации и позволяет ознакомиться с ценными шедеврами самой широкой публике, которая, возможно, никогда не придет в музей.

Каплан описывает себя и свою жену как гуманистов, которые стремятся сделать свою коллекцию общим достоянием и с ее помощью укреплять универсальные ценности в сложные времена усиления правого национализма и исламистского терроризма, которые угрожают миропорядку.

Искусство наводит мосты

"Мы верим в то, что нужно наводить мосты и сносить стены, - говорит Каплан и делает паузу. - Меньше в то, что стены нужно строить". Хотя он никогда не упоминал имя Дональда Трампа в своих интервью, о его отношении к политике нынешнего президента США догадаться нетрудно.

"Будучи американцем и поддерживая связи с Европой, Китаем и странами Персидского залива, нужно использовать эту неординарную возможность, чтобы показать, что можно и иначе", - добавляет он.

После показа в Париже артефакты из собрания Каплана отправятся в Пекин, где Национальный музей представит в июне уже 70 экспонатов из Лейденской коллекции. Затем выставку покажут в Шанхае, а в сентябре - в Абу-Даби.

"Что может быть лучшим ответом на культурный геноцид Пальмиры, чем иметь альянс цивилизаций, который показывает, что у нас есть общее отношение к культуре", - говорит Томас Каплан.

"Налет" Каплана на Рембрандта

Хотя Томас Каплан начал собирать голландских мастеров лишь в 2003 году, его страстное увлечение Рембрандтом уходит корнями в детство. Своего первого Рембрандта он увидел, когда ему было шесть лет.

Страсть к Рембрандту и голландским мастерам не затухала с годами и заставляла его то и дело совершать паломничества в государственный музей Rijksmuseum. Каплан утверждает, что никогда не думал становиться коллекционером. "На самом деле я даже отвергал эту идею", - сказал он.

В некотором смысле он и сейчас продолжает это делать. Стены его дома никогда не украшали произведения искусства из Лейденской коллекции. Голландский шедевр плохо вписывается в другую коллекцию Каплана - в его собрание дизайна XX века.

Миллиардер говорит, что он даже не знал, что можно купить Рембрандта до разговора с тогдашним директором Королевской академии искусств в Лондоне Норманом Розенталем, который сказал ему, что работы нидерландского художника иногда попадают на рынок.

За этим судьбоносным разговором последовал период в пять лет, когда Каплан и его жена покупали в среднем одну картину в неделю. В шутку они называли свое новое хобби "налетом на Рембрандта".

Искусство по цене автомобиля

Оставаться вне внимания общественности ему удавалось так долго, говорит Каплан, благодаря тому, что цены на рынке современного искусства опережают аукционные цены на картины старых мастеров.



Рембрандт. "Минерва в своем кабинете" (1635)

"Мы купили самую важную историческую картину "Минерва" Рембрандта по меньшей цене, чем та, что была запрошена за работу "Green Car Crash" Энди Уорхола, - сказал Каплан. - Наследие Уорхола насчитывает 70 тысяч артефактов! Рембрандта - всего 350".

В частном владении находятся от 30 до 40 картин Рембрандта, из них 11 - в коллекции Капланов.

"Многие посетители музея не знают, что шедевры, которые им так нравятся, можно купить и даже не по заоблачной цене, - говорит директор государственного музея в Амстердаме Тиббитс. - Некоторые работы стоят меньше, чем автомобиль. Автомобили ломаются, искусство вечно".

Один из шедевров из Лейденской коллекции после выставки в Лувре больше никогда не вернется к Каплану. Картине Фердинанда Боля, одного из учеников Рембрандта, "Ревекка и Элиезер у колодца", по словам Каплана, "суждено" остаться во Франции. На аукционах он и его жена никогда не пытались предлагать более высокую цену, чем участвующие в торгах музеи. Когда они узнали, что обошли Лувр, частные коллекционеры предложили эту картину музею на временное хранение, а теперь они отдают ее музею навсегда.

"Я никогда не гордился тем, что являюсь коллекционером. Для этого не надо быть гением, - сказал Каплан. - Гением надо быть, чтобы стать Рембрандтом".

искусство, Лувр, Париж, картины, коллекция

Previous post Next post
Up