Три главные проблемы - коррупция на дорогах, несоблюдение правил дорожного движения, отсутствие службы экстренной медицинской помощи приводят к тому, что в России пострадавших после аварий намного больше, чем во всем мире.
Госконтроля нет
Смерть на дороге имеет много причин: плохое состояние дорожной сети, низкая культура вождения, конструктивные особенности автомобилей, отсутствие экстренной помощи, цены на бензин. Экономическая составляющая проглядывается в каждом из этих случаев.
Общероссийские показатели по смертности в ДТП целесообразнее сравнивать не с бедными и богатыми странами, а с теми, кто имеет примерно одинаковые экономические показатели с России. Латвия, Уругвай, Бразилия, Коста-Рика, Венгрия - вот эти страны, чью экономику и показатели смертности в ДТП можно сравнивать. Но и здесь Россия выглядит не лучшим образом. По мнению экспертов, главная причина заключается в отсутствии государственного регулирования и контроля за ситуацией на дорогах, когда высшие должностные лица могут спокойно нарушать правила движения, служа примером для других водителей, которые «заражаются» подобным поведением, свидетельствующем на российских просторах о «крутизне» и высоком социальном положении. Агрессия на дорогах стала первопричиной высокого уровня смертности. Отсутствие госконтроля на дорогах в России приводит к тому, что даже в Латвии при прочих равных уровень ДТП намного ниже. По утверждению аналитиков, в России можно снизить количество смертей примерно на треть, если будут действовать жесткие меря наказания в отношении нарушителей, занимающих высокие посты в органах государственной власти на всех уровнях.
Синяки не считаются
Статистика ведения учета пострадавших в ДТП в России по сравнению с другими странами другая: если заграницей синяк и ушибы - это уже считается травмой, то в российских условиях это не учитывается, и ни в какие отчетные документы не входит.
В Швеции по «встречке» не ездят
Аналитики говорят, что дороги - это еще не главная причина катастрофического положения. Необходимо изменить многие правила движения, например, запретить выезд на встречную полосу, как это сделали в Швеции и водители в этой стране не могут выезжать на «встречку», чтобы совершить обгон или развернуться, как это происходит в российских условиях. В Швеции поставили себе задачу к 2050 году свести уровень смертности к нулю: судя по тому, что количество погибших в этой стране за последние годы уменьшилось вдвое, то эту проблему власти решат. Пример Швеции стал показательным для многих других европейских стран, которые стремятся всеми силами обеспечить безопасность на дорогах за счет комплекса мер государственного контроля, в основе которого заложены жесткие меры.
Сложно вообще представить себе, что на европейских дорогах можно ехать по встречной полосе. А в России такое происходит очень часто. Нередко в сельской местности зимой, когда дороги плохо расчищены, автолюбители едут по встречной полосе или же посередине дороги, напряженно вглядываясь вперед, чтобы вовремя заметить другую машину и своевременно занять свою полосу, но иногда это не удается.
Авто-ралли стало признаком успеха
Ограничение скорости на междугородных трассах также может спасти человеку жизнь, тогда как сейчас водители нередко устраивают авто-ралли, забывая о скорости и утешая только свое разбушевавшееся самолюбие. Один из пострадавших в ходе таких гонок отделался всего лишь легким испугом, когда в какой-то момент снизил скорость, и в него на встречной полосе въехала машина, но водители остались в живых потому, что ехали на небольшой скорости.
Мара стала классикой нарушений
Сторонники жестких мер говорят о продаже автомобилей тех, кто совершил ДТП в пьяном виде, а потом все равно усаживается за руль машины, вместо того, чтобы отбывать наказание в тюрьме. Но этого не происходит и общество, разбалованное всевозможными поблажками со стороны Фемиды, продолжает совершать безнаказанные проступки. Недавний пример со стрийтрейсершей Марой - она совершила более 70 нарушений - вошел в классику жанра, на основании которой воспитывается целое поколение новых водителей, не имеющих моральной ответственности за свои действия. Человеческие ошибки на дорогах - это также главная первооснова.
Отсутствие «неотложек»
Аналитики в оправдание подобной ситуации говорят о том, что дорожная сеть в России одна из самых больших по протяженности и поэтому несчастных случаев больше. Оказание скорой медицинской помощи также влияет на уровень смертности: несвоевременное прибытие медицинских бригад приводит к большому уровню смертности после ДТП. Экстренные медицинские службы в России не работают, а медики, прибывшие на место аварии, нередко направляют пострадавших людей в медицинские учреждения не по профилю, в которых ставят неправильный диагноз. Когда счет идет на минуты, то важным фактором является скорость спасения больного, но медики не могут обеспечить своевременную транспортировку больных из-за многочисленных проблем, которые возникают буквально на каждом шагу: шлагбаумы, праздничные дни, когда отсутствуют на работе нужные хирурги-травмотологи, или их попросту нет. Сокращение количества медицинских учреждений и кадровый голод, который наблюдается в последнее время, особенно в глубинке приводит также к печальным последствиям.
Когда раненого человека пытались привести в больницу самостоятельно, то в приемном отделении сотрудники лечебного учреждения нередко говорили, что они не могут принять такого пациента из-за отсутствия санитаров, которые могли бы перенести человека.
В зарубежных фильмах - например, сериал «Скорая помощь» идет уже 15 лет - показывалось, насколько оперативно действует бригада врачей чикагской «неотложки». В действительности это так и бывает.