Многие люди относятся к сладкоежкам. Они не могут прожить день без порции сладкого. И исследователи выяснили, в чем источник тяги к сладкому.
Это точно не развившаяся зависимость от сладкого, уверены эксперты Йельского университета, Университета Сан-Паулу и Федерального университета Бразилии. Все дело в разных нейронных цепях в одном и том же регионе мозга, которые реагируют на калории и уровень сладости. Однако истинное удовольствие получает мозг только от калорий, но не сладости.
Поэтому когда добровольцам давали на выбор нечто калорийное и невкусное или что-нибудь с сахаром, но с меньшим содержанием калорий, люди часто выбирали именно калории, жертвуя приятным вкусом. Все просто: для выживания важнее калории. Притом, удовольствие, получаемое от еды, связано с нейронными цепями в полосатом теле, стриатуме, (играет роль в чувстве награды и познании). В этом же регионе были найдены и другие цепи, вовлеченные в описанные процессы.
Так, цепи в вентральном стриатуме обрабатывают удовольствие или чувство награды, получаемое от сладкой еды. А вот цепи в дорсальном стриатуме распознают калорийность и питательную ценность сладких продуктов. Ученые взяли мышей, которых подвергали воздействию сладких веществ с высоким уровнем калорийности и без калорий. При этом специалисты оценивали концентрацию дофамина (нейропередатчика, связанного с удовольствием) в полосатом теле. Итак, мыши лизали подслащенный раствор. Также им прямо в желудок делали инъекции сладкого раствора или некалорийного подсластителя. Дофамин выделялся в ответ и на сахар, и на подсластитель. К тому же, он экспрессировался вентральным стриатумом вне зависимости от калорийности, а лишь с привязкой к вкусу.
Позднее ученые изменили вкус сладкого раствора, который слизывали мыши. В него добавили горечи. Одновременно с этим грызунам были сделаны инъекции сахара в желудок. Измененный вкус раствора затормозил высвобождение дофамина в вентральном стриатуме, которое было инициировано сладкой инъекцией в желудок. А вот уровень дофамина в дорсальном стриатуме, напротив, повысился. Из этого ученые сделали вывод: тяга к сладкому все-таки является потребностью мозга в калориях, но не зависимостью от него.