В этом году ожидается принятия закона о телемедицине, который разработан с участием интернет-сообщества. Что даст телемедицина россиянам, рассказал председатель Совета Института развития интернета (ИРИ), советник президента России Германа Клименко.
Что даст этот закон пациентам?
Герман Клименко: Телемедицина для врачей уже давно работает - есть практика, когда проводятся профессиональные виртуальные консилиумы, осуществляется коммуникация между врачами.
Другое дело - телемедицина для пациентов. По большому счету - это даже не лечение, а дистанционное измерение показателей здоровья, доверие к приборам. Пока в медицине дистанционно работает только один прибор - это градусник. Со всем остальным - непросто.
Например, диабетики пишут в свои журнальчики уровень сахара в крови, каждый день пишут, потом раз в полгода приходят к эндокринологу, показывают тетрадочку. Эндокринолог изучает все эти записи. А что мешает пациенту вести запись в смартфоне? Почему мы доверяем бумажной тетрадочке, но не доверяем тетрадочке с проводами и выходом в интернет? Все упирается в одно слово - телемедицинские услуги.
Сейчас медицина похожа на рынок такси до появления агрегаторов. Все находилось внутри: чем занимались таксисты, никто не знает, как они зарабатывали - тоже. И в этом смысле телемедицина как раз обезопасит людей. Когда человек по Skype куда-то звонит, разговаривает, следы, записи остаются.
А что мешает сейчас заниматься дистанционными медицинскими услугами?
Герман Клименко: Каждый гражданин России имеет право позвонить, например, в Англию, получить консультацию лондонского врача и оплатить ее совершенно легально. В любом месте мира, кроме РФ.
Наша задача - легализовать эту историю. Понятно, что ее нельзя будет реализовать на сто процентов сразу, поэтому в прошлом году Институт развития интернета внес в Госдуму короткий текст поправок в законодательство, который по сути определяет, вводит понятие телемедицинских услуг. А потом под каждую историю (направление в медицине) Минздрав выпускал бы инструкцию.
Вообще, когда мы занялись телемедициной, сразу стало понятно, что мы сразу весь комплекс проблем не решим, потому что внутри самого врачебного сообщества колоссальные противоречия. Есть проблема в переосмыслении диагноза, мы же боремся за сокращение пребывания людей на койке, это логично. И людям делать нечего, пусть домой едут, а параметры показателей, которые нужны врачу, можно по почте отправить.
По сути, мы всего лишь выдергиваем из дамбы маленький кирпичик, а потом процесс пойдет сам собой. Уже сейчас изменился информационный ландшафт в теме медицины. Начали инвестировать интернет компании в эту сферу. Даже стоимость медицинских доменов резко подорожала.
Я надеюсь, что в этом году поправки будут приняты. Но инвесторам уже стало понятно, что мы эту точку перелома прошли.