Вы, возможно, уже знаете о том, что даже незначительное изменение формулировок опроса может изменить мнение людей.
Мозговые фокусы: несколько потрясающих «хаков» мозга, которые сделают вашу жизнь лучше
К примеру, в 2010-м году, четыре организации проводили опросы, чтобы увидеть, какой процент американцев поддерживает так называемый «общественный выбор».
Результаты варьировались от жалких 44% до 66% в поддержку, что во многом связано с различиями в формулировках:
• Сформулировав это как «правительство вводит план медицинского страхования, которое получат люди от 65 лет и старше», они получили поддержку в 66%.
• А сформулировав это как «правительство запустило план страхования», они получили только 44% поддержки.
• Сформулируйте это как «это то, чего хотел бы Муссолини», и поддержка упадет до 2%.
Вы можете подумать, что это лишь опрос людей, непонимающих как работает система, однако на самом деле эксперимент наглядно показывает, что мозгом можно манипулировать с помощью тонких различий в формулировках независимо от уровня знаний человека.
В другом исследовании социальные психологи разослали опросы нескольким сотням зарегистрированных избирателей перед выборами.
• Половину из них спросили, «важно ли голосовать?».
• Другую половину спросили, «важно ли быть избирателем?».
С этим единственным отличием вероятность того, что люди, прочитавшие слово «избиратель», проголосуют в день выборов, составляла 14%. Исследователи подозревают, что использование слова «избиратель» заставляет людей идентифицировать себя с этим словом. Так как эти люди считали себя избирателями, они пришли и проголосовали.
С другой стороны, использование слова «голосовать» подразумевает, что вы просто попросили людей выполнить какую-то задачу. Даже если они ответят «да» на этот вопрос, они не будут чувствовать никакой связи с этим словом, поэтому они вряд ли пойдут до конца.
Один вопрос был о простом действии, второй - о типе человека.
Таким способом вами манипулировали всю жизнь, и теперь пришло время начать манипулировать самим.
• Не спрашивайте вашего друга с грузовиком, может ли он помочь вам перевезти ваши матрасы. Вместо этого спросите его, не хочет ли он поддержать своим участием инициативу жилищного сообщества.
• Не просите полицейского отпустить вас за превышение скорости. Спросите у него, не хочет ли он стимулировать местную экономику с помощью высокоэффективных налоговых льгот для среднего класса.
Берите своё, и пусть ваши слова работают на вас.