По Байкалу налегке. Отчет о путешествии летом 2015 года. Часть 3

Aug 12, 2018 16:00


Часть 1    Часть 2

4 августа 2015 г. (на комете до Северобайкальска)

Я был одним из первых, кто проснулся в это утро в поселке, по крайней мере, мне так казалось, так как, когда я вышел на улицу, кругом не было ни души. Матани не было, зато был туман.



Раннее утро в Порт Байкале



Интересно, что туман был не над Байкалом, а над истоком Ангары.



Утренний туман над истоком Ангары

Кругом было хмуро и пасмурно, и только что закончился мелкий моросящий дождь.



Я погулял примерно час и пошел искать буфетчицу.

Буфетчица оказалась хорошей женщиной. Она вообще жила в соседнем доме, и путь от дома до работы занимал у нее 1 минуту. Она разрешила мне воспользоваться своей буфетной кухней. Это была профессиональная кухня с огромной плитой и кучей посуды, на такой мне впервые приходилось бывать.



Буфетная кухня в гостинице

Я сварил пачку макарон и съел их с тушенкой. Впрок, на комете есть будет нечего. Затем вымыл за собой посуду, сказал «спасибо» буфетчице и отправился дальше.



Причал в Порт Байкале

Комета отходила от Порт Байкала в 9:55, но отправление задерживалось из-за ожидания теплохода «Баргузин», который должен был привезти пассажиров из Иркутска. Комета была забита до отказа, в основном, туристами: почти у каждого пассажира или семьи был огромный рюкзак. Было очень душно и жарко, и добрые люди открыли люк, через который начал наконец поступать свежий воздух. Но, как обычно в таких ситуациях, нашелся один кретин на сотню нормальных людей, которому дуло или было холодно, и он закрыл люк. Вернулась жара и духота, и я, спасаясь, ушел на палубу.



Шли со скоростью не более 55 км/ч, сначала близко к берегу, затем отошли километров на 7. Выйдя на палубу в районе Бабушки, назад я уже не возвращался до самого Ольхона, изредка забегая покусать хлеба и испить минералки (итого, из еды на комету я взял только буханку хлеба, 4 яблока и бутылку воды, и этого оказалось мало; голод преследовал меня все время пребывания на Байкале). Южнобайкальские пейзажи весьма однотипны: горы высотой 400-500 метров, покрытые хвойными деревьями, камни, между гор - ложбины, по которым текут речки и ручьи.



Берег Байкала несильно северней Ангары

Чем севернее мы заплывали, тем реже становился лес, и в конце концов местность стала совершенно степной, и деревья можно было легко сосчитать.



Берег стал степным

Берег был в дымке от лесных пожаров - горело все западное побережье вплоть до самого севера. Спустя 2-3 часа пейзажи еще раз сильно изменились: берег стал высоким и обрывистым, растительность была только на самом верху обрывов, а выходов к воде вообще не стало.



Берег Байкала немного южнее Ольхона

И вот, наконец-то, Ольхон, такой же степной, как и материковый берег. Тут была остановка, и комета разгрузилась на две трети, в том числе ее покинула группа бородатых иностранных мужчин с нашивками Alan Harris betchart expedition Inc.



Остановка на Ольхоне



Далее были острова возле Ольхона - Огой, Замогой, на одном из них издалека можно было разглядеть белую буддийскую ступу,



Кажется, остров Огой. На вершине можно разглядеть белую буддийскую ступу

Малое море обходили по материковой стороне и самые красивые места на Ольхоне нельзя было разглядеть. Кругом горели леса.



Горящее побережье Малого моря

Стало тоскливо и я ушел спать, чтобы скоротать время. Спустя три часа виды в очередной изменились: теперь на побережье были высокие мглистые покрытые тайгой горы высотой до километра, все в дыму. Кое-где на них были снежники, но дальше, там, где горы были еще выше. Темнело, и берег становился совершенно неприветливым. Это были территории заповедников.



Мглистый берег за 3 часа до Северобайкальска



Только мне кажутся тут какие-то рисунки?

В Северобайкальск приплыли в ночи. Первым делом я отправился в портовый ресторан поесть нормальной еды. Мне достались только свиные ребрышки и огуречный салат, все остальное уже съели, и после хлеба и воды это было самое то. Далее я вызвал такси и уехал в гостиницу. Завтра я намеревался весь день провести в городе, купить рыбы и уехать на вечернем поезде в Братск.

5 августа 2015 г. (Северобайкальск, Нижнеангарск, Ярки)

Проснулся я как всегда рано, сдал номер, и побежал на улицу искать выход на берег Байкала. Весь город был в дымке, хотя запаха гари не было. Я шел вдоль дороги на север, пока не увидел пешеходный путепровод. Откуда-то из леса выходили люди и шли на него.



Надземный переход через ж/д пути к вокзалу в Северобайкальске

Берег был справа, и я пошел по тропинке, откуда выходили люди. Где-то рядом должны были находиться целых две достопримечательности: нулевой километр и смотровая площадка. Нулевой километр почему-то находился в лесу и представлял собой заросшие травой руины, я не смог разглядеть на нем ни направлений, ни расстояний, и пошел дальше.



Нулевой километр в Северобайкальске

А вот смотровая площадка была вполне красивой: ограда перед обрывом, две скамейки и большой православный крест.



Смотровая площадка в Северобайкальске



Крест на смотровой

С площадки можно было увидеть только частный сектор внизу к югу,



Частный сектор в Северобайкальске, вид со смотровой

а все остальные направления тонули в дымке.



Ничерта не видно

Я вернулся к путепроводу и пошагал к центру города. Путепровод шел над ж/д путями и привел меня к зданию вокзала - монументальному шедевру советской архитектуры.



Вокзал и ж/д пути

Этот вокзал оказался единственной стоящей достопримечательностью в этом месте.



Привокзальная площадь в Северобайкальске

На привокзальной площади стоял памятник освоенцам северного Байкала, и проходило две широкие улицы: одна от вокзала на запад, вторая перпендикулярно ей с юга на север. Я пошел на запад к центральной площади. Слева и справа от дороги стояли панельные десятиэтажки. Тротуары были широкие, и создалось впечатление, что город большой, раскидистый. Дома были испещрены вывесками.



Улица от привокзальной площади к центральной площади

Но они быстро закончились площадью, на которой располагались центральный (т.е. единственный) рынок, дом культуры «Железнодорожник» и центральный почтамт.



Центральная площадь Северобайкальска

Стало ясно, что я уже обошел всю значимую часть Северобайкальска, хотя было еще только 9 утра, а мой поезд отправлялся в 22 часа.

Кафе-позной по указанному адресу не оказалось. Не веря в это, я обошел дом три раза по часовой стрелке. Решил отправить открытки - но на почте их тоже не оказалось. Дом культуры (где должен был быть кинотеатр) не работал. Если сказать, что мои ожидания не оправдались, значило не сказать ничего. Я пошел наугад в сторону вокзала и далее налево искать хоть какую-нибудь позную, и наконец нашел ее: мухи, клеенка на столике, черствый черный хлеб, невкусные позы. Надо было что-то менять. Я вернулся к вокзалу, сел в автобус и поехал в Нижнеангарск на остров Ярки.

Автобус (ржавый таз на колесах) гнал на север со скоростью 70 км/ч и так взлетал на кочках, что, казалось, сейчас развалится. Я смотрел в окно и вспоминал южный берег Крыма, так был похож пейзаж: слева горы, справа море, железнодорожные мосты и аквидуки. Наконец мы были на месте. Я вылез на какой-то остановке и осмотрелся. Нижнеангарск представлял собой невероятно огромную добротную деревню, с крепкими домами и заборами, злыми собаками и пыльными дорожками.



Типичный вид в Нижнеангарске



Советский памятник



Купил в одном из домов-магазинов (еще пока неизвестный мне формат, впоследствии я вновь с ним столкнусь в 2016 году в Катуни в ходе посещения Святого носа) бутылку воды и отправился по грунтовке на мыс, где сходятся Байкал и Ангарский сор, и где начинается остров Ярки. Никакого плана, как я на него попаду, у меня не было.

Мыс был очень длинным, я топал около 5 км. Справа был песчаный байкальский пляж с коровами,



Коровы на байкальском пляже

слева - болото, плавно переходящее в Ангарский сор.



Ангарский сор

На краю мыса были припаркованные автомобили рыбаков, расположилась стелла, посвященная северной точке Байкала,



Стелла, посвященная самой северной точке Байкала

и стоял захудалый вагончик с табличкой «Рыба горячего копчения. Переправа на Ярки» и указан номер телефона.



Переправа

Сама переправа не была оживленной: только одна весельная лодка перевозила двух туристов на остров. Я дождался, когда она вернется, и Валентин - лодочник - согласился меня перевезти за плату. Я записал его телефон, чтобы переправиться обратно с острова. Лодка медленно плыла через стометровый пролив, а я гадал, что буду делать на Ярках.



Остров Ярки

Валентин указал мне тропинку через заросли, и через 3 минуты я выбрался на бескрайний широкий песчаный пляж, на котором не было ни машин, ни людей, ни лодок. Времени было предостаточно, и я решил обойти Ярки: туда - по берегу Байкала, обратно - по берегу сора, в сумме около 25 км, но я почему-то забыл про еще 5 км до остановки.



Ярки - чудеснейшее из мест, где я бывал. Длинный (12,5 км) узкий (от 50 до 300 метров в ширину) песчаный остров с растительностью по центру. С одного берега не видно другого из-за кустов. Громадный голубичник, кусты черемухи и кедровый стланик.



Байкальский берег острова



Фотография с узкого места: слева - Ангарский сор, справа - Байкал

Первые 7 км я прошел в полной амуниции. Было жарко, силы кончались, и я решил искупаться (голышом). Вода была теплейшая для этих мест - около 20 градусов, прозрачная, мелко, чистое песчаное дно. Идеальное место для отдыха. Так получилось, что за каких-то 3 дня я искупался на самом юге и на самом севере Байкала, и к моему удивлению, понял, что на севере вода несравненно теплее.

После купания я не стал сильно одеваться, одел только штаны и закатал их по колено, ботинки привязал шнурками к рюкзаку и пошел босиком по узкой кромке твердого мокрого песка, и вода Байкала омывала мне ступни. Через 4 км я ободрал себе кожу на больших пальцах и пришлось обуться снова.

Путь «туда» занял у меня 3 часа. Дойдя до края острова, я устроил маленький привал. Есть было нечего, воды тоже не было. В 100 метрах от меня стояла палатка, украшенная шариками, там, видимо, справляли день рождения ребенка. До следующего ярка было метров 10, не больше, пролив был очень узеньким.



Следующий остров гряды

Мне захотелось подойти к нему поближе, но я быстро начал вязнуть в иле. Засасывало в какую-то черную жижу, нанесенную из Ангарского сора, выбраться из которой чтобы нужно было приложить усилия.

Несмотря на солнечную погоду берегов Байкала не было видно - все скрывала дымка от пожаров, и создавалось ощущение, что острова Ярки очень длинные, уходящие за горизонт. Посидев немного решил двигаться обратно. В своей восточной части остров был шириной метров 200,



Восточный конец острова Ярки

там были густые заросли голубичника и черемухи, на которые, естественно, я с голодухи и накинулся. Голубика была жестоко опутана паутиной, ягоды были мелкие и высохшие. Разорив голубичник, я набросился на черемуху, что было ошибкой: она была такая терпкая, что скрутила мне все горло, а запить или заесть было нечем.

Обратная дорога далась тяжело. Опять мучала чайка, считавшая, что я хочу разорить ее гнездо, кружившая надо мной и временами начинавшая пикировать прямо мне в голову. Отгонял ее, махая руками и камерой. Когда сил совсем не осталось, снова искупался примерно в том же самом месте. Времени было еще достаточно, но вопрос, как я доберусь из Нижнеангарска в Северобайкальск, оставался неразрешенным.

Валентин переправил меня на материк, но лодки пришлось ждать минут пятнадцать, к этому времени солнце уже совсем не грело. Оттуда по мысу я пошел около 5 км к остановке, и, не доходя до нее метров 300, увидел, как уезжает мой автобус. О плохом думать не хотелось, я купил воду и просроченные яичные баранки в магазине на остановке и принялся ждать автобуса. Через полчаса я начал подозревать, что тот автобус был последним на сегодня. Решил ехать на такси, но в Нижнеангарске такси не было, а из Северобайкальска никто ехать не захотел: вдруг я уеду, когда такси приедет. Смешное по московским меркам расстояние здесь считалось существенным.

В итоге поймал попутку. Погулял еще около часа в Северобайкальске, купил еды, поел, и сел в поезд до Братска, откуда вместе с семьей я должен был через несколько дней улетать обратно в Москву.



Поход, Северобайкальск, Ярки, Нижнеангарск, Порт Байкал, Байкал

Previous post Next post
Up