Sep 11, 2009 22:35
Что главное в отношениях людей? Конечно же, понимание. Но похоже, что само это слово можно понимать по-разному.
Приведу пример из своего детства, потому что в детстве ещё не так всё запутано, да и говорить об этих детских историях уже можно не стесняясь.
В первом классе я была типичной отличницей, которой обязательно надо делать всё совершенно правильно, четвёрка в тетради - это неприятность (случайная ошибка), тройка - вообще представить невозможно.
В тетрадях между классными и домашними работами положено было оставлять две строчки. Я так понимала, что это для того, чтобы учительнице было видно, где заканчивается одна работа и начинается другая. Ну и чтобы было место для оценки. Однажды почему-то забыла оставить эти две строчки целых два раза подряд. Когда заметила это, очень расстроилась. Как же учительница найдёт, где ставить оценки?
Надо было что-то делать, и я придумала, как показать учительнице место для оценки. Слабо, еле прикасаясь ручкой, нарисовала себе оценки сама. Конечно, не пятёрки, раз сделала оплошность, а четвёрки, потому что знала, что всё остальное - правильно. Я думала, что учительница просто обведёт эти четвёрки красной ручкой (или даже зачеркнёт и поставит пятёрки). Но она сделала совсем по-другому. Зачеркнула мои «четвёрки» и поставила рядом тройки. А на уроке при всех накричала на меня: почему это я хозяйничаю в тетради, вместо учительницы ставлю оценки?! Причём, кричала она с настоящей злостью, как сейчас помню, как зачёсанные волосы у неё упали на лоб. И это была не молодая какая-то, неопытная учительница, а заслуженная учительница РСФСР, седая уже. Я же только лепетала машинально, по примеру всех детей, которых ругают: «это не я…».
Объяснять не надо, какой это был для меня шок. Но учительницу я продолжала любить, «как положено». Она и вправду много для нас делала - собирала в классе в каникулы, занятия и игры разные интересные проводила, как-то раз водила весь класс в парк с каруселями.
Потом уже, позже, я задавала себе вопрос: а как можно было ей поступить по-другому? Поговорить со мной наедине и расспросить, почему я так сделала. Или это не соответствует статусу учительницы? Или она была уверена, что и так прекрасно понимает мотивы моего поступка?
Интересно ещё, что, когда моя мама (видимо, учительница ей рассказала) стала меня расспрашивать (вполне спокойно), зачем я так сделала, я только так же, дрожащим голоском повторяла: «это не я…». То есть, и маме я не могла ничего объяснить.
А теперь - о том, для чего я это написала, ЧТО хотела проиллюстрировать этим примером.
Собственно, что это было? Это я таким способом попыталась «направить» мысли и поведение учительницы туда, куда считала нужным направить. Подсказать ей, что делать. А она не направилась, точнее, направилась совсем в другую сторону.
В общении мы только это и делаем - направляем друг друга разными способами. Обычно для этого применяются (чаще неосознанно) специальные слова, которые определяют, что важно, о чём надо говорить и думать. А когда человек «не направляется», продолжает говорить о своём, считаем, что нас «не поняли». Ну или просто не получается разговора.
Какой вывод? Никакого, кроме того, что полезно замечать (или предполагать) такие естественные попытки направить. И это само собой будет учитываться.
дети,
общение