Aug 21, 2009 23:48
Меня передёргивает, когда я слышу фразу «Всё будет хорошо!». На «Русском радио» её всё время повторяют. Такое подозрение, что по заказу правительства.
Интересно, это во всех языках одним словом обозначается: «хорошо» в смысле состояния или ощущений человека и «хорошо» в смысле - одобряемо обществом?
В моём «счастливом» советском детстве мама упрекала меня, что я не радуюсь обновкам: «Вере и Лене (моим сёстрам) интереснее покупать, они радуются!». И я чувствовала себя чуть ли не маленькой преступницей. И кому какое дело было до того, что конкретно меня не могло радовать новое платье, а могло бы радовать, если бы мне хотя бы немного, иногда, объясняли, что и как происходит вокруг... А уж что во мне происходит, я бы и сама тогда разбиралась.
Но поскольку два значения слова «хорошо» сливались в одно, я изо всех сил старалась делать только одно - быть «хорошей девочкой». Для других. Насколько хватило детских сил. Когда уже сил на это не осталось, оставалось - представлять, как я втыкаю себе в живот кухонный нож и поворачиваю его…
Когда, в возрасте за 30, обнаружила крошечную лазейку из того беспросветного «хорошо», стала ходить в общество анонимных созависимых родственников наркоманов. Требовалось делать что-то, хотя бы мизерное своё достижение запускать на пользу другим. Там познакомилась с женщиной Ларисой, мы тогда жили по соседству. Её сын в то время сидел в тюрьме за кражу. Она рассказывала о нём: все десять лет в школе был отличником, умным, примерным мальчиком. Окончил школу, поступил в институт и начал колоться… Очень я его понимала.
Основное ощущение детства - скука. Ничего не происходит, ничего не меняется. Откуда мне было знать, что «происходить» что-то может только в моём восприятии? Все говорили только о внешнем «происходящем». А если о внутреннем, то только так: измениться, стать другой! Стать такой, чтобы мне было хорошо. И другим со мной чтоб было хорошо. В общем, сказка про белого бычка.
Если уж так нужно, или хочется, помочь, дать «настрой» на будущее, вместо «Всё будет хорошо!» можно сказать так: «Всё будет меняться!». Или даже так: «Всё может меняться!». А лучше - показывать своим примером, как всё меняется. Потому что не какое-то достижение или состояние даёт настоящее ощущение «хорошо», а сплошные изменения.
А правительствам не нужно, чтобы люди могли жить в непрерывных изменениях - мало ли до чего доизменяются. Пусть лучше в анабиозе, в застывшем ожидании какого-то «хорошо». У взрослых это кое-как получается. А дети? Вырастут, научатся. Если доживут-дотерпят.
речь,
дети,
страдание