Учёба на островах и на материках.

Aug 16, 2009 22:01

Наш «главный» иркутский астроном Сергей Язев недавно летал в островное государство Кирибати, которое находится в Тихом океане - наблюдать полное солнечное затмение. В плане наблюдений поездка оказалась неудачной - помешала туча. Но областная газета «Пятница» напечатала всё же довольно интересное интервью с астрономом.
На острове Маракей, где проводились наблюдения, наши астрономы собрали детей и рассказали им, как происходит затмение. В ходе объяснения, для наглядности, Сергей Язев воспользовался двумя кокосами. Дети потом рассказали всё, что узнали, взрослым, и в результате на этом острове, в отличие от других островов государства, затмение никого не напугало.
О жизни островитян, Сергей, в частности, заметил, что люди все выглядят очень счастливыми. Образование бесплатное, но в школу дети ходят в школьных формах. Домашних заданий нет, учебники на руки не выдают, просто дети повторяют за учителем всё, что он говорит.
Я спросила своего Николу: ты бы хотел так учиться? А он: «Да мы так и учимся. Только преподаватели говорят весь семестр, а мы повторяем - в сессию».
Н-да, только это ведь совсем другое. Повторить сразу, как учитель сказал - это легко. В смысле, совершенно понятно, что и как делать. Для того, чтобы повторить в сессию (или на контрольной), надо каким-то непонятным и невероятным образом усвоить, осмыслить, запомнить… В том-то и причина нашей «несчастливости», что мы вынуждены делать «зная что, но не зная, как».
В плане развития терпения, упорства, и, возможно, чего-то ещё, наш способ обучения даёт больше. Если только ученик выдержит испытания и, в основном, случайно, обнаружит способы понимать и запоминать.
«Островной метод» не учит искать способы запоминать и понимать. Тут вся «поисковая работа» ложится на учителя: что именно говорить детям для повторения, чтобы они научились тому, чему нужно. Не знаю, насколько островные учителя выполняют эту творческую работу. Но вот наши учителя и преподаватели, похоже, часто и вовсе за неё не берутся.
Всё-таки, наверное, оптимальный вариант для обучения (да и просто общения) - это сотрудничество в поиске. Совместный поиск - учителя и ученика. И чтобы ученик видел, каким образом учитель ищет способы доносить (формулировать, сопоставлять) информацию.
Тогда он станет за ним повторять - но гораздо большее, чем слова.

учёба, общение

Previous post Next post
Up