Прогресс есть, прогресса нет.

Jan 19, 2010 01:39

Недавно Вовка меня удивил. Во время купания под душем не вякал и не ныл. Но это ещё ладно, бывало и раньше. Главное - когда я занесла над ним ведро с холодной водой, он ждал и улыбался! А, когда облила, сказал, вполне довольный: "Я не боюсь водички!".
Возможно, этому помогло то, что после болезни Родьки я стала обливать их не такой уж холодной водой - не 8-10, а 16-18 градусов. Родьку - потому что после болезни, а Вовку - потому что у него голос хрипловатый стал и немного соплей появилось. Инфекция в квартире, куда денешься. Но всё-таки не заболел, удержался!
На следующий день не так спокойно ожидал обливания, а после обливания задумчиво сказал: "Боюсь водички...". Но уже на следующий день - опять "не боюсь!". И так теперь и не боится. То есть, не ревёт совсем. Я сначала гадала - это он констатирует или "внушает" себе?
Вспомнила, как я лет в 5-6 боялась собак. И до того меня это достало - мы тогда все дни на улице пропадали, а собак на улице много... Что я в один момент решила: они же меня не кусают! Не буду бояться! И перестала.

Но вот насчёт Вовкиной вредности - увы, ничего не меняется... Вчера вечером мне казалось, что он усвоил эту простую вещь: что гораздо уютнее и приятнее, когда никто не ругает, не кричит, можно разговаривать спокойно обо всём.
А сегодня с утра опять началось. Он как будто ищет всё время возможности "превзойти", "победить". Делает мне наперекор и, при малейшем моём замешательстве, смотрит с довольной улыбкой: ну и что ты со мной сделаешь? И так весь день! Моё замешательство, правда, долго не длится никогда. На эту улыбочку реакция одна: прекратить!
Вот, например, наложила им в тарелки ужин. Родька спокойно уселся за стол и ест. Вовка начал выпендриваться. Говорю ему: ставь стульчик, садись за стол - поставлю тарелку. А тарелку с едой уже в руке держу. Он и не думает садиться, смотрит и улыбается довольно. Я говорю: "Ну и не ешь!". Закрываю тарелку крышкой, убираю в холодильник. Тут, конечно, дикий рёв: "Я буду кушать!!!". Ревёт чуть не до истерики. Но как иначе эту его привычную реакцию поменять? "Положительным подкреплением" не получается. Забывается оно. Уж очень он привык "положительно подкрепляться" своим самодовольством, превосходством.
Ну ладно, успокаивается постепенно, садится на верёвочную лесенку (в прихожей на турнике висит), качаться. Есть у него такой способ "уходить от всех", успокаиваться. Позже зову его, идёт и ест уже почти без выпендриваний.

Ё-моё, и что из всего этого будет? Очень хочется взять ещё двух детишек, но таких, как Родька, покладистых. Теперь-то умею их различать. Даже знаю, кого именно брать - из тех, кого смотрела.
Очень уж этого Вовки МНОГО, просто небходимо сделать перевес в сторону Родьки. А то только и слышно весь день вопли: "Мне надо...!", "Я хочу...!", "Дай мне...!". И чуть что - агрессивные выкрики, махания руками-ногами. У меня-то крыша едет от этой дикости, а бедный Родичка?! Ему ведь никуда от Вовки не деться, играть с кем-то надо...

И, опять же, в свете моей "теории множественных реакций"...
Во сне быстрые смены реакций, "поток реакций", происходит беспрепятственно. Это наяву мы устанавливаем для похожих ситуаций отдельные реакции, самые привычные, и реализуем их по инерции, не замечая других и не давая им хоть как-то проявляться.
А сон, может быть, даёт отдых как раз таким образом, что после него ещё некоторое время поток идёт более-менее свободно, и из него выбираются более подходящие реакции, а не те, которые "застряли в голове" и всё остальное подавляют.

Вот и у Вовки сразу после сна, утром, голос не визгливый совсем, и говорить с ним можно как с человеком. Но очень быстро верх берут "самые частые" реакции. Спал бы он днём - возможно, было бы полегче...

сон, Вовка, молекулярность поведения

Previous post Next post
Up