Каждый налогоплательщик должен знать, что если нет проблем с налоговым органом, это совсем не значит, что проблем точно нет. Парадоксальность ситуации (когда налоговый орган не имеет никаких претензий, а уголовное дело очень даже есть) - кажущийся парадокс.
Вот и робкая попытка Медведева возразить - не увенчалась...
Депутаты наши - не для того избирались, чтобы там возражать, да ещё вдруг разумно и по существу.
Потому имеем - последствия принятых решений, которые страна вообще и многие предприниматели в частности смогут оценить совсем скоро.
Хорошо ?
Повысится эффективность раскрытия налоговых преступлений ? Повысится.
Устранятся существенные затруднения для использования в уголовном процессе результатов ОРМ (оперативно-розыскных результатов) ? Несомненно.
Состоится комплексный подход к противодействию экономическим преступлениям, реализация многих возможностей правоохранительных органов и использование поискового потенциала ОРД (оперативно-розыскной деятельности) для документирования налоговых преступлений и установления умысла на их совершение ? Обязательно.
Отлично ?
Об этих последствия говорится в материалах Государственной Думы, поясняется в специальной пояснительной записке.
Однако, резонно ожидать и других, не указанных в материалах Государственной Думы, последствий (после следуют).
И не потому, что следователи - могут быть коррупционерами. Далеко не все могут, а
некоторые уже никогда не смогут - их самих поймали. Самая большая опасность в том, что даже специализированные по налогам - налоговые органы нередко
допускают ошибки, налоговым органам
обоснованно не верят, налоговыми спорами завалены арбитражные суды, арбитражные споры по налогам рассматриваются небыстро, случаются отмены решений судов вышестоящими судами,
порой добросовестность налогоплательщика приходится защищать годами...Чего сейчас ожидать от следователей, значительно менее сведущих в налоговом и гражданском праве, зато более решимых повышать эффективность..., устранять барьеры..., реализовывать многие возможности... ?
Теперь всё будет быстрее - закрытым (во многих отношениях и смыслах) предпринимателям судьба долго защищаться не грозит.
Масштабное увеличение количества уголовных дел - хорошо ?
Предпринимателей значительно меньше - отлично ?
Поправки в УПК о возбуждении налоговых дел состоялись: президентский законопроект, предполагающий отмену "медведевских" поправок в УПК РФ (которые отнимали права у следователей возбуждать "налоговые" дела без представлений из налоговых органов) принят Госдумой сразу во втором и третьем чтениях.
Принятым законом, в частности, статья 144 УПК "Порядок рассмотрения сообщения о преступлении" дополнена тремя новыми частями. Так, частью семь предусматривается, что при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1 УК РФ, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.
Частью восьмой устанавливается, что по результатам рассмотрения материалов, направленных следователем, налоговый орган не позднее 15 суток после получения материалов должен выполнить ряд действий. Во-первых, направить следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения.
Во-вторых, информировать следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу.
В-третьих, информировать следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.
И наконец, частью девятой предусматривается, что после получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение.
Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1 УК РФ, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой статьи 144 УПК, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
С текстом Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (законопроект № 357559-6)
можно ознакомиться здесь