Ю.Болдырев - Часть 3

Apr 17, 2012 18:38


СО СВЯЗАННЫМИ РУКАМИ И УДАВКОЙ НА ШЕЕ

(Присоединение к ВТО - окончательная капитуляция. Часть 3)

Читаю некоторых комментаторов, из числа вожделеющих скорейшего прихода к нам «цивилизаторов» и долгожданной «встряски» для бизнеса, искренне надеющихся на животворную силу конкуренции под знаменем ВТО, и даже оторопь берет: статьи совсем не читали? Или прочитали, но ничего не поняли?

Вы когда-нибудь пробовали соревноваться в беге так, чтобы другие бежали свободно, а вы - со связанными ногами? Или плыть - с камнем на шее? А ведь то, что нам предлагается, абсолютно сродни этим примерам.

Почему о проблеме присоединения России к ВТО практически нет публичных дискуссий?

Да потому, что, даже при малейшей попытке разбираться, все оказывается слишком очевидным. И дело вовсе не в цифрах конкретных величин таможенных пошлин, снижаемых «средневзвешенно» или по конкретным отраслям - это предмет сравнительно краткосрочного интереса конкретных предпринимателей, планирующих свой маневр, плюс, хотелось бы, чтобы профсоюзов, но их голос здесь совсем не слышен… В целом же становится невозможным не понимать, что ВТО - это не про конкуренцию с нашими заводами завода американского, построенного на нашей территории. Это - про уничтожение в принципе на нашей территории какого-либо производства - потому что где-то за рубежом это производство организовать дешевле или по каким-то еще мотивам рациональнее…

Как же тогда другие, те, что уже в ВТО?

По-разному. Пожалуйста, без иллюзий: ВТО - не клуб успешных. Далеко не у всех членов ВТО есть какая-либо достойная перспектива.

Если же говорить о лидерах, о тех, кому ВТО не препятствует, а помогает, то что ж, закончил предыдущую часть опытом Китая  - и сейчас с него начну.

Китай:

- во-первых, объективно находится в совершенно в иных условиях - один только внутренний рынок (население)  - на порядок (!) больше нашего;

- во-вторых, вступил в ВТО, уже будучи мощным производителем товаров с высокой добавленной стоимостью и ярко выраженными объективными и субъективными преимуществами по сравнению с конкурентами;

- в-третьих, вступил на условиях, по ряду важнейших и определяющих позиций радикально лучших, нежели «добилась» российская власть (см. часть 2);

- в-четвертых, что, в конченом счете и предопределяет успех (будь то для Китая без ВТО или уже в его рамках) - самостоятельно проводит политику развития в национальных интересах, принципиально противоположную политике нашего олигархата.

Вот об этом последнем - о том, что фундаментально отличает саму собственную политику развития лидеров от политики деградации, проводимой нынешней российской властью, и поговорим.

Те, кто говорит о «равных конкурентных условиях» и надеется на то, что со вступлением России в ВТО они почему-то вдруг возникнут, не учитывают того, что эти условия - вовсе не в компетенции тех, кому на предстоящих соревнованиях предстоит «бежать» и «плыть», то есть, тех предпринимателей и промышленников, кого условия ВТО должны, как будто, подхлестнуть к лучшей работе.

БЕЗ ЧЕГО ВТО - ПРИГОВОР

Итак, что же нужно для того, чтобы на равных конкурировать с производителями других стран? Обычно в этой части более обращают внимание на условия объективные - географическое положение, климат, наличие незамерзающих портов и т.п. Но я о другом - об условиях субъективных, то есть, создаваемых государственной властью. Перечисляю не все, но лишь самый необходимый минимум.

1. Условия налогообложения должны быть не хуже, чем у конкурентов, причем, как в части ставок налогов, так и в механизмах их взимания (в вульгарно-либеральных кругах любят говорить об «администрировании налогов»). Пример, тем более важный, чем о более сложном и высокотехнологичном производстве, с большим количеством подрядчиков и поставщиков мы говорим: НДС должен быть не выше, чем у конкурентов (а в некоторых странах его нет вообще, особенно, при поставках на внешние рынки). Плюс взимание НДС должно быть либо после реального получения средств за поставленную продукцию, либо, если по отгрузке, то с кредитованием не рыночным, но чрезвычайно льготным - под процент, буквально, символический.

Напрямую это относится и к такой, казалось бы, социальной мере, как современное западное прогрессивное подоходное налогообложение или наше нынешнее варварское «плоское». Здесь важно, на ком оказывается вся основанная тяжесть налогообложения - на предприятиях или же на гражданах. Если не задумываться, то кажется, что лучше на предприятиях. Но это фундаментально не верно. Перенесением тяжести налогообложения с предприятий (реального сектора, разумеется, а не финансово-спекулятивных, и не снимая тяжести налогообложения с сырьевого сектора) на граждан, причем, прежде всего, наиболее высоко имущих, создаются действительно конкурентоспособные условия для развития высокотехнологичного производства. И абсолютное большинство граждан оказывается в выигрыше. Так делают, например, в странах Скандинавии - и тем обеспечивают свои наиболее высокие рейтинги по всем ключевым показателям конкурентоспособности в мире.

Что же касается нас, то уже по одному этому критерию Россия  - не отдельные предприятия, а вся страна как место для производства сложной и высокотехнологичной продукции - неконкурентоспособна.

2. Кредиты для развития, обновления и расширения производства должны быть на условиях не хуже, чем у конкурентов. Не 15% годовых, а не более 3-5%, и на сроки, соответствующие возможности создать или обновить производство и затем получить прибыль, то есть, на пятнадцать - двадцать лет. А для отраслей, признанных «локомотивами развития» - вообще не более, чем инфляция плюс 0,5-1%. Последнее - при жесточайшем контроле целевого и эффективного использования средств, разумеется. Наши же Центробанк и правительство не ориентированы на обеспечение условий кредитования реального сектора экономики не хуже, чем у конкурентов - они сами перед собой поставили иные задачи. И по этому критерию - также чрезвычайно важному - мы уже неконкурентоспособны.

3. Система госзаказа и лизинга с государственной поддержкой дорогостоящей техники (авиационный и морской транспорт, сельскохозяйственная техника и т.п.) должна быть ориентирована на безусловный приоритет произведенному на территории своей страны. У нас же государственная лизинговая компания, имеющая колоссальную поддержку из федерального бюджета, закупает для нужд сельского хозяйства трактора, произведенные не в России или Белоруссии, но в США. Подчеркиваю: даже не разную технику, чтобы предприятия могли выбрать ту, что им выгоднее, но именно американскую - есть основания для предположений самого коррупционного характера. И это - даже еще до вступления в ВТО. Значит, по тем позициям, по которым у наших конкурентов есть безусловный приоритет (США применительно к госзакупкам и лизинговым программам защищают своих производителей жестко), у нас для отечественных производителей не только нет приоритета, но и, напротив, налицо явная дискриминация (предположительно, есть все основания полагать, основанная на коррупционных интересах).

4. Собственная система стандартов и норм - это, о чем, к сожалению, мало кто знает, и то, на что обращается совершенно недостаточное внимание. Собственная система стандартов и норм позволяет через механизм требований к продукции поощрять отечественных производителей. Россия в этом смысле на протяжении последних двух десятилетий самым недвусмысленным образом сдает свои позиции, уничтожив одну из самых развитых в мире систем стандартизации и контроля качества продукции, но так и не создав ничего взамен. «Гармонизация» же стандартов со странами ЕС и США, осуществляемая НЕ как выработка единых взаимоприемлемых правил и требований, а как элементарная сдача, ведет нас к тому, что мы все более будем вынуждены отказываться и от остатков своих вполне прогрессивных технологических заделов и переходить на удовлетворение тем, требованиям, в ряде случаев вовсе не объективных, удовлетворить которым наш конкурент, как разработчик этих требований, будет всегда способен опережающее и потому лучше.

5. Собственный существенный задел в правах на интеллектуальную собственность применительно к важнейшим технологическим процессам.

Или же, напротив, отказ (как это сделали Китай и Индия) признавать западные права интеллектуальной собственности в полном объеме. И это - не вопрос «цивилизованности», а всего лишь вопрос выживания.

Платить за рубеж огромные деньги за то, что уже давно стало всеобщим достоянием и в отношении чего установить доподлинно, кто именно и когда на самом деле это изобрел, практически невозможно, но все же платить - на том основании, что кто-то в рамках западной системы успел соответствующие права оформить на себя - это полный абсурд. Но этот абсурд целенаправленно внедряется в систему мировых торгово-экономических отношений, и российская власть здесь не стала отстаивать наши позиции, а просто сдалась на милость (которой, разумеется, не будет) «победителя в холодной войне»…

6. Система правопорядка. Знакомый, президент семеноводческой компании, рассказал мне, как они пытались выращивать семена на Юге России, но после того, как урожай им подменили (безнаказанно украли), вынужден был перебраться в Австралию и Италию: там выращивает семена наших российских элитных сортов, платит за это в Австралию и Италию огромные деньги (которых лишились наши хозяйства и южные регионы) и затем завозит семена обратно в Россию. Подчеркиваю: это - не вопрос дальнейшей «либерализации» УК, чем так увлеченно занимается наша власть, а, напротив, наведения в стране элементарного, но достаточно жесткого порядка.

ПОДСТЕГНЕТ ЛИ ВТО ЛУЧШЕ РАБОТАТЬ … ВЛАСТЬ?

Разумеется, перечисленное - далеко не полный перечень, но уже достаточный для того, чтобы ни о какой грядущей «равной конкуренции», якобы подстегивающей предпринимателей работать лучше, говорить было не уместно.

Так, может быть, эти новые условия призваны подстегнуть власть к решению выше описанных задач? Встречный вопрос: с чего вдруг, если до сих пор она эти вопросы не решала?

Ответственная власть должна бы сначала обеспечить для своего производства условия, не хуже, чем у конкурентов, и лишь затем открывать рынок. Если власть этого не делала и не делает до присоединения к ВТО, то, к сожалению, приходится признать, что ЭТА власть, скорее всего, если в этом смысле и проснется, то лишь тогда, когда и остатки отечественного реального сектора экономики доведет до полного краха...

ДЕШЕВЫЕ ТОВАРЫ - УТЕШЕНИЕ ЛИ ДЛЯ БЕЗРАБОТНЫХ?

И стоит еще обратить внимание на такой аргумент сторонников вступления России в ВТО - на основе вечной идеи «разделяй и властвуй»: потребители быстро почувствуют плоды конкуренции и реальное снижение цен на товары и услуги. Это о приоритете мотивации гражданина как потребителя над его же мотивом как потенциального производителя тех или иных благ.

Кстати, те же японцы на подобное не клюют. Почему они не требуют для себя права покупать зарубежный рис на порядок (!) дешевле, чем продается у них рис свой собственный, японский? Да потому, что рисоводы у них - не бездельники, а такие же пахари, как, например, автомобилестроители. А то, что объективные условия делают их рис на порядок более дорогим, чем вьетнамский или таиландский - не их вина. Плюс к тому, их рисоводство - не только и уже не столько предмет продовольственной безопасности, сколько еще и инструмент сохранения важнейших черт культуры и национального жизненного уклада. И по совокупности этих факторов японское рисоводство защищено от подавления извне абсолютно.

Невольно хочется спросить: а наши авиапром, судостроение (из которого и я родом) и другие прежде высокоразвитые сектора промышленности, а также прикладная и фундаментальная наука - разве не были важнейшими элементами нашей цивилизации, безжалостно разрушавшейся последние четверть века и теперь целенаправленно добиваемой?

…К сожалению, большая политика у нас все еще делается исключительно в столицах. А столичные жители, в силу определенной феодальной специфики организации нашей экономики, страдают от безработицы несопоставимо меньше, нежели жители регионов страны, особенно малых городов. Представить же себе как реальность человек способен лишь то, с чем он уже сталкивался. Соответственно, представление о повышении или снижении цен на те или иные товары вполне доступно воображению столичного жителя. Представление же о том, что при чрезвычайно привлекательных ценах в магазинах, тем не менее, он может оказаться вообще без каких-либо средств на покупку товаров по столь приятным ценам, в столичных головах, зачастую, все еще не вполне укладывается. Частично, даже и обоснованно - если их миссия не производить, но продвигать и перераспределять, то какая разница, продукцию чьего производства (отечественного или зарубежного) продвигать и перераспределять?

Но для остальной страны альтернатива, все-таки, иная.

Конечно, если даже в ВТО не вступать, но и более ничего не делать, в политике ничего не менять, то дальнейшая деградация все равно неминуема. Но ВТО - применительно к нынешней России и на нынешних условиях - это окончательное закрепление уже необратимости деградации России как прежде суверенного государства.

В выше описанных условиях предлагаемого нам соревнования по бегу, на котором у нас ноги будут связаны «достижениями» наших переговорщиков, а на шею плюс к тому еще и наброшена удавка внутренних варварских условий, которые власть никоим образом менять не собирается - к тому у нее просто нет никаких мотивов, для всей нашей страны вопрос о присоединении к ВТО - это не вопрос выбора между товарами в супермаркетах подороже или подешевле.

Для всей страны вопрос о ВТО - это выбор между правом жить и самореализовываться в своей стране или же, напротив, отсутствием такого права и даже шанса.
Previous post Next post
Up