Оригинал взят у
gr_yavlinsky в
Комментарий по теме налога на недвижимость (на примере Петербурга)Налог на недвижимость - часть политики увеличения фискальной и налоговой нагрузки на население.
Связано это с тем, что региональные бюджеты находятся в очень тяжелом положении, поскольку эффективность экономики сейчас низкая. Во-вторых, регионы должны изыскать неизвестно откуда средства на решение целого ряда социальных проблем, связанных с указами президента еще мая 2012 года.
В то же время, довольно значительная дополнительная нагрузка тяжелым камнем ложится на федеральный бюджет в связи с Крымом, в связи с ситуацией на юго-востоке Украины. К этому можно добавить снижение цен на нефть, санкции, недоступность кредитных ресурсов - все это вместе создает серьезные бюджетные проблемы. При этом, не надо забывать о запланированных огромных расходах на оборону, а они не сокращаются по понятным причинам. Где взять дополнительные средства? Все это сходится в одну точку - население. Поэтому придумывают разные меры, связанные с отъемом денег у населения.
Конечно, налог на недвижимость имеет и другой смысл. Это важный экономический инструмент, и он создавался таким. Но не зря он 10 лет лежал без движения, а потом был принят чуть ли не в одну неделю. Почему? Потому, что как экономический инструмент, направленный на социальную сбалансированность и стимулирование экономики, он был не выгоден, а как фискальный инструмент, как способ извлечения дополнительных денег у населения наряду с повышением, скажем, тарифов на общественный транспорт, наряду с повышением тарифов на ЖКХ, наряду с бесконечными обсуждениями о налоге с продаж и НДС он пригодился.
Далее. Кадастровая стоимость определяется по целому ряду методик. Делает это один из ГУПов при администрации Санкт-Петербурга. Для того, чтобы было понятно, как это делается, могу привести только такой пример. Возьмем кадастровую стоимость однокомнатной квартиры в Московском районе Санкт-Петербурга площадью, скажем, 35 кв. м., в обычном доме. Хорошо бы спросить у риэлторов, сколько может стоить такая квартира. По кадастровой стоимости, приспособленной для вычисления налога, она составляет 2.4 миллиона руб. Даже беглый анализ рынка недвижимости показывает, что больше, чем за 1.5 миллиона рублей такая квартира продана быть не может. Что такое 2.4 миллиона рублей? Даже при минимальной ставке в 0.1% это означает, что налог составит более тысячи рублей. Сегодня налог - 300 рублей. То есть, он увеличится более, чем в 3 раза. В целом, ожидается увеличение поступлений от налога на недвижимость многократно - с учетом различий районов и стоимости квартир увеличение может достигать 20-25 раз. Таким образом пытаются компенсировать дыры в бюджете. Закон также предусматривает увеличение налоговой нагрузки в течение ближайших 5 лет. Особенно увеличение налога коснется людей, живущих в центре, потому что там более дорогие квартиры. То есть, налог может быть инструментом выдавливания небогатых жителей из центра города.
Однако, при регулярном, существенном неисполнении бюджета Петербурга эффективность использования средств от нового налога стоит под вопросом. Неправильно, что таким способом наполняется бюджет в условиях, когда он не исполняется. Необходимо повысить бюджетную дисциплину, эффективность расходов, внести изменения в закон о бюджетном процессе, и когда все эти возможности повышения качества бюджета будут использованы, тогда уже можно обсуждать новые фискальные меры.
Наконец, нужно предпринимать меры повышения экономической активности. Не давить население разными налогами, а давать возможность активно участвовать в экономической деятельности. Сейчас, в условиях надвигающегося экономического кризиса это было бы самое правильное направление.