Москва. Вечер в ЦДЛ

Dec 17, 2012 00:00

Оригинал взят у mari_sheihova в Москва. Вечер в ЦДЛ
11 декабря в полдень я уже  в Москве - и сразу в Союз российских писателей. Возвращаясь, подумала, что грешно пройти мимо Центрального Дома Литераторов- а вдруг какие интересны литературные встречи? Заглянула  - и первым делом к книжным рядам. Продавец книг-замечательная женщина! Она знает в них толк. мы беседуем, попутно я отбираю себе книги: только вчера мне Ширвани Чалаев рассказывал о книге Л.Аринштейна "Пушкин. Непричесанная биография"- вот она здесь, меня дожидается. Сборник стихов Марии Петровых - отлично, будет мой. Сборник стихов Давида Самойлова - у меня дома сборник с ранними стихами- забираю. Прозу Варгаса Льосы тоже надо бы почитать - моя кипа книг растет и милая женщина за прилавком говорит доверительно: "У меня здесь много хороших книг, но я не выложила, потому что сегодня здесь какое-то мероприятие у дагестанцев, они книги не смотрят". Однако... Тут ее взгляд падает на мою руку с узнаваемыми дагестанскими украшениями и она спохватывается: "Я поняла...". -"Ерунда, - успокаиваю я ее, - но все-таки читающих дагестанцев больше, чем может показаться на первый взгляд". Оказывается, моя собеседница в детстве была в Дагестане с отцом, профессором Бауманки, которого пригласил его аспирант-дагестанец. Впечатления - до сих пор - незабываемые.  А браслеты кубачинские до сих пор бережно хранятся у дочерей.






Меня соблазняют сборником Самойлова с его личным автографом.Но я же не для коллекции буду брать, а для чтения - страницы рассыпаются, книга долго со мной не протянет, возьму новый сборник, пусть и без автографа



А что касается мероприятия- как я могла забыть! Сегодня же вечер поэзии Фазу Алиевой!  До начала еще два часа. 
Пойду в буфет. 
Не знаю.  буфет знаменит своими посетителями или ресторан, но встречаю Евгения Рейна. Классик для меня памятен тем, что на обсуждении моих стихов по Пиросмани в Коктебеле (мастер класс проводил он сам), вынес оптимистический вердикт: "Категорически надо печатать!"
Неприлично суетиться с фотоаппаратом вокруг отдыхающих, но ненавязчиво щелкнуть можно, пусть и не лучший ракурс 





А тем временем вестибюль заполнялся гостями




Все знакомые здесь, только с Борисом Наваховым познакомились здесь. 
А это справа - наш доктор Магомед Абдулхабиров, рядом - Тагир Курачев, певец милостью Божьей, как и его сосед слева




Поднимаемся выше, перед входом в зал развернута выставка книг Фазу Гамзатовны




Жаль, что она сама не смогла приехать. Поздравления принимает ее младший сын Махач (мой однокурсник). Свидетельствую: голова светлая, учился блестяще, чувство юмора отменное. Не знаю, как изменили годы, но быть сыном такой мамы весьма приятно:)




Не могу не сфотографировать эту горянку- наших сельских женщин (почему-то мне показалось, что она из села) люблю особенно нежно и бережно.




Народ собирается, но в целом зал был полупустой. Сначала пропускали по пригласительным, потом разрешили всем




Не совсем поняла, какова была цель организаторов. В зале сидели почти все дагестанцы -в основном, московские. Почему нет москвичей? Почему не превратить юбилей в общероссийский праздник поэзии? Весь смысл в том, чтобы бодро отрапортовать о столичном статусе праздника, в котором столица участвует только помещением?  
Праздник оставил в целом удручающее впечатление. Наспех подготовленная сборная солянка из концертных номеров не первой свежести и не лучшего приготовления. Но самое ущербное - это сценарий - беспомощно-примитивный, механически наверченный на мысль о разноцветье  стихов поэтессы. Зрителям предлагались квадраты разных цветов радуги на стене и цветные шали в руках танцовщиц, которые без гика, но с топотом метались слева направо и наоборот. Когда они пытались потрясти ножками в воздухе и изобразить попытку их разведения в стороны, впору было бежать из зала от этого позора, утешала мысль о том, что все свои, и из патриотических чувств все готовы признать каждую попрыгунью за звезду балета (наш театр оперы и балета еще не совсем мертв, но это тот случай, когда лучше полный покой, чем едва различимые признаки жизни)
"Сотри случайные черты, и ты увидишь - жизнь прекрасна!"- пыталась зажигать зал Зарема Бутаева, но и ее красота не спасала от ощущения неловкости за настойчивые повторы ошибок в блоковских строках. Опять-таки, была надежда, что москвичей мало, и эту приблизительность наших знаний  и умений никто не заметит.
Неужели нельзя было сделать попытку как-то осмыслить поэзию Фазу и емко и кратко дать  какой-то взгляд на ее творчество в контексте времени- либо прошлого, либо настоящего? Повторы и заклинания о величии поэзии Фазу Алиевой без попыток размышлять вполне сошли бы на школьном утреннике, но не здесь. Впрочем, официальная хроника отпишет. что вечер прошел грандиозно,  других масштабов в похвальбе у нас не бывает.
Какая муторная речь,  какой текст. особенно когда авторы сценария решили перейти, еще ничего не сказав, к теме войны: пафос неестественный, но ему даже не на что опереться - куцая фраза о том, как "ненависть поднимается... " В общем, это надо видеть и слышать: с зеленым цветом у Ф.А. ассоциируется то-то и то-то.... а с желтым цветом то-то и то-то,..




Я слушала все это час, потом ушла. Самое лучшее воспоминание - пение Тагира Курачева и его группы "Горцы".




Ансамбль "Лезгинка" выглядел бледно. Конечно, он ни в какое сравнение с той "Лезгинкой" эпохи Танхо Израилова не идет. 
Но хуже всего то, что под маркой творческого поиска идет превращение искусства танца в искусство шоу. Во-первых, эти  костюмы, в которых все меньше и меньше исконно дагестанского . Ленинградские мастера на заказ сделали лет пять назад костюмы в стиле народов Севера- не знаю. почему надо было так далеко заказывать, когда есть у себя в республике уникальный мастер по кавказскому костюму- Вера Агошкина. 
Посмотрите, на эти жилетки или кафтаны невообразимого оперения: неужели краски и лепнина"Тысяча и одной ночи"  относятся к традиционному дагестанскому костюму? 
Конечно, наши парни изумительны в танце, но где их синхронность?




А это был самый смешной танец: попытка поставить драму о матери и сыновьях, войне и мире превратилась в пародию. И эти атласные черные рубашки, и неубедительные страсти, и картинно страдающая мать, и изящно утешающие сыновья,  и бойко выскакивающие детки - мир, труд, май! Мать ее...
то есть их - достойна была слез сострадания - патетика не удалась. А музыка нелепая: то ритмы гор, то звон разбитого стекла - эта эклектика казалась, надо полагать, сочинителям, последним словом в современном искусстве




Стихов Фазу почти не было, вклинены в текст сценария неудачно,  читала Майорова хотя и старательно, но бледно. Почему не читала Фаина Графченко? Чем она не угодила организаторам? Да если бы Фаина одно стихотворение прочла, весь зал бы встал! А нам дали послушать какой-то-детский лепет

Слушайте, а почему и на празднике "Белые журавли" в Дагестане вот уже много лет, и в Москве выступают одни и те же московские поэты? У них такая монополия на дружбу или такие предпочтения у нашего Союза писателей? Нельзя этот круг поэтов расширить хотя бы раз в 10 лет? 
Выступает Бояринов. После информации в интернете об используемых им мерах поддержки литературы и истории с мистификацией по поводу вымышленного поэта, удостоенного награды, как-то я не склонна считать это имя очень авторитетным




Хорошо выступал Голубничий


н
о дальше я уже не слушала.
Наспех состряпанный концерт, не организованный по сути вечер -ничего нового  Все равно напишут, что прошел великолепный вечер поэзии в Москве, Москва чествовала великую поэтессу....
Тяп-ляп под звуки фанфар - нам не привыкать

Previous post
Up