ПРАВОЗАЩИТНЫЙ ДЕСАНТ ВЫСАДИЛСЯ В ТАЕЖНОМ КРАЮ ЗЕКОВ

May 22, 2010 16:38

19 мая 2010 г. мы вместе с Председателем Совета координаторов «Межрегионального центра прав человека» («МЦПЧ») Владимиром Андреевичем Шаклеиным в качестве полномочных представителей этой правозащитной организации посетили три колонии, расположенные в городе Ивдель Свердловской области: № 62, № 63 и № 55.

Ивдель находится на самом севере Свердловской области. Город разбит на несколько поселков, которые разделают леса и река Лозьва. Четыре колонии, находящиеся на территории Ивделя, также разделяют немалые расстояния. В советские времена на территории города находилось еще больше колоний, а содержавшиеся в них осужденные занимались заготовкой леса. Сейчас на месте этих колоний валяются огромные кучи бревен и досок - разобранные заборы и остатки лесозаготовительных производств. Временами встречаются еще не упавшие наблюдательные вышки. Пешком ходить по таким кучам прогнившей древесины, перемешанной с землей и водой, было не очень просто и приятно.

«Цивилизация» в городском понимании этого слова, в Ивделе практически отсутствует. На многочисленные вопросы к местным жителям, работает ли та или иная столовая или «забегаловка», ответ был всегда отрицательным. Что-то вроде кафе мы нашли только около проходной ИК-62.

Перед посещением колоний мы зашли в Ивдельскую прокуратуру, где заявили о своем намерении посетить три вышеуказанные колонии и потребовали немедленного вмешательства прокуратуры, в случае, если допуск нас к заключенным, попросившим правовой помощи у «МЦПЧ», будет ограничен. Прокурор пообещал содействие.

Сразу стоит отметить, что препятствий для посещения колоний представителями их администраций создано не было. Затруднения, как правило, возникали только на пропускных пунктах до прихода начальства.

Владимир Андреевич Шаклеин предъявлял начальникам колоний либо их заместителям необходимые документы - заявление о предоставлении свидания, Устав «МЦПЧ», свидетельствующий о праве полномочных представителей этой правозащитной организации оказывать правовую помощь гражданам, в том числе, и осужденным. Затем требовал вызова конкретных осужденных. После чего начальство уходило для того, чтобы поинтересоваться у осужденного, обращался ли он за помощью в «МЦПЧ» и желает ли встретиться с его представителями, и, если ответ был положительным, осужденного приводили для свидания.

В ИК-62 мы с Владимиром Шаклеиным встретились с узником совести Алексеем Никифоровым.

За почти месяц, в течение которого Алексей содержится в колонии (переведен из СИЗО 23 апреля 2010 г.) он сильно изменился. Обычно улыбающийся и словоохотливый (даже в СИЗО), он предстал перед правозащитниками хмурым и немногословным. На вопросы, как правило, отвечал кратко: «да» или «нет». По всему было видно, что он боится «прослушки» и что-то скрывает. Даже тот факт, что, когда правозащитники зашли к Алексею и заперли дверь, он долго не хотел расправлять сложенные за спиной руки и присаживаться на табурет, говорит о том, что над ним долго и активно «поработали» в колонии, по крайней мере, в психологическом плане.

Долгого разговора на этот раз с Алексеем не получилось. Он подписал все бумаги, которые я попросил его подписать, сказал, что никаких жалоб на условия содержания не имеет (обычно все люди, оказывающиеся в таких условиях как он, говорят именно это)…, правда спросил, сколько «дали» Алексею Соколову. Получив ответ, он почему-то безапелляционно заявил, что Алексей Соколов будет отбывать наказание именно в этой (62-ой) колонии.

Комната для свидания, в которой мы встречались с Алексеем Никифоровым, с двух сторон состояла из стекла. На противоположной стене висел стенд с надписями: «Осужденные, склонные к побегу»; «Осужденные, склонные к дезорганизации»; «Осужденные, склонные к суициду». Под каждой из надписей располагались фотографии осужденных. Последняя надпись на стенде - «Чеченцы». Факт расположения этой надписи на стенде вместе с тремя другими свидетельствовал о том, что чеченцы, по мнению администрации колонии, априори являются злостными нарушителями режима и к ним также должно быть повышенное внимание. К чему конкретно «склонны» чеченцы, стенд не уточнял.

В ИК-63 нас с Владимиром Андреевичем радужно встретил заместитель начальника колонии Дугин Александр Александрович - педагог по образованию, с его слов. Он провел нас по территории колонии, показывая, где что находится, где что растет или будет расти этим летом, отдельно указал на свинарник на 150 голов.

Территория колонии предстала в идеальном виде: все ухожено, вскопано, разрыхлено, аккуратно сделанные грядки, спортивная площадка, на которой играют команды администрации и осужденных. Внутри здания колонии также идеальный порядок: все оформлено красивыми обоями и плиткой. Красивые обои и плитка даже в туалете; там же висит большая картина с изображением природы. В общем, везде чувствуется идеальный порядок…. И даже не подумаешь, что именно из этой колонии постоянно поступают сигналы о жестоких и особо извращенных пытках и издевательствах.

Обращало на себя внимание большое количество стендов, расположенных на стене у входа в здание колонии. Один из стендов содержал информацию об адресах различных, необходимых для осужденных, органах и должностных лицах: прокуратур, Уполномоченного по правам человека, судов и т.п. Особенно меня поразил стенд, содержащий выдержки из Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания. Причем на стенде было указано не только определение понятие «пытка», содержащееся в этой Конвенции, но и даны определения понятиям «жестокое обращение», «бесчеловечное обращение» и «унижающее достоинство обращение», которые Конвенция не содержит. В других колониях я такого близко не встречал.

Замначальника колонии Дугин А.П. угостил нас чаем, показал настенные грамоты, в том числе, от Уполномоченного по правам человека Свердловской области Татьяны Мерзляковой, и посетовал на то, что из его колонии постоянно идут «ложные» сигналы о пытках по отношению к осужденным. «Вот и сегодня не исключение» - сказал он, указывая на сотовый телефон одного из своих сотрудников, в котором отражается информация из Интернета. В телефоне содержалось информационное сообщение о том, что в 63-ей колонии опять зверски избиты осужденные.

В ИК-63 мы с Владимиром Андреевичем встретились с осужденными Татауровым Владимиром Геннадьевичем и Чантурия Эльзаром Великовичем. «Жалоб нет» - сказали осужденные. Впрочем, осужденные редко жалуются, хотя именно эти писали в «МЦПЧ» о том, что они подвергаются изощренным пыткам и молили о помощи.

В Лечебно-исправительную колонию № 55, расположенную около автовокзала, нас с Владимиром Андреевичем не хотели пускать дольше обычного. Когда пришел замначальника колонии по безопасности и оперативной работе Люминцев Игорь Михайлович мы все-таки были пропущены на «территорию». В его кабинете мы с Владимиром Андреевичем вновь предъявил свои документы и полномочия, после чего мы потребовали свидания с осужденным Королевым Александром Олеговичем, писавшим в «МЦПЧ» письма с мольбами о помощи.

Пока мы сидели в кабинете у Люминцева И.М., он сходил к Королеву и взял от того заявление, что Королев не желает встречаться ни с какими «представительными лицами». На словах Люминцев пояснил, что Королеву осталось «сидеть» каких-то три недели, поэтому он не хочет ни с кем встречаться.

Считаю, что главным итогом посещения ивдельских колоний является сам факт их посещения именно правозащитниками, то есть членами и полномочными представителями правозащитной организации. В прошлом году начальник ИК-62 (сейчас - другой) уже поплатился в Кировском районном суде г. Екатеринбурга за свое нежелание пускать в колонию правозащитника Шакленина В.А. (решение суда см. здесь: http://master-sudtyajb.narod.ru/sud-pobedy/resh-zeki.html ). В этом году мы с Владимиром Андреевичем решили проверить, как эта и другие колонии Ивделя исполняют Закон и решение суда. Пока «со скрипом» и большим недовольством, но исполняют…. Теперь настало время посетить другие «сложные» колонии, в частности, находящиеся в поселке Сосьва Свердловской области, и там заставить местечковых начальников от ГУФСИН исполнять Закон.

Роман Качанов,
адвокат,
Адвокатский кабинет
«Мастерская судебных тяжб»

Никифоров, ИК №62, пзк, Ивдель, ИК №63, чеченцы, МЦПЧ, ИК №55

Previous post Next post
Up