КОНЦЕССИИ: У НАРОДА ЗАБЕРУТ КРОВЬ И АЭРОПОРТЫ

Nov 13, 2019 11:48

Источник



Украину готовят к массовой приватизации. До конца года Кабмин рассчитывает утвердить список из 500 объектов, которые намерены передать в частные руки - причем, среди них наверняка окажется «Укрпочта», государственные банки и разделенная на три части «Укрзализныця». Начинается и массовая приватизация украинской земли - однако это далеко не все меры в интересах частного бизнеса, которые активно продвигает сейчас в жизнь новая власть.

Президент Украины подписал новый закон «О концессии», который призван открыть дорогу скрытой приватизации в специфической концессионной форме - очень выгодной для частного бизнеса, но совершенно убыточной для страны. Среди прочего, законопроект отменяет экологический аудит в отношении концессионных проектов, и наделяет концессионера правом самостоятельно оценивать объем его вложений в проект, практически полностью освобождая его от каких-либо обязательств перед контролирующими государственными структурами.

«Документ открывает новые возможности для сотрудничества государства и бизнеса. Ожидается, что концессия обеспечит привлечение инвестиций в социальную, транспортную, энергетическую сферы, жилищно-коммунальную инфраструктуру, здравоохранение; будет способствовать модернизации и созданию новой инфраструктуры», - говорится в сообщении пресс-службы президента. Однако, эти благозвучные фразы скрывают за собой очередную либертарианскую реформу, которая может очень дорого обойтись Украине.


Скрытая приватизация «для своих»

По сути концессии предполагают временную сдачу в эксплуатацию иностранному государству, юридическому или частному лицу предприятий, земель, недр и прочих объектов на согласованных сторонами условиях. Фактически же за концессией может стоять скрытая приватизация объектов, в том числе и стратегических, которые нельзя приватизировать. В зависимости от условий договора о концессии такой вариант может быть для олигархов намного выгоднее приватизации, поскольку может предполагать своеобразную «аренду» стратегических предприятий и объектов инфраструктуры - так, что государство еще и приплачивать будет.

Сроки концессии могут быть достаточно длительными - например, на 49 лет. А по истечении этого срока у предыдущего концессионера будет приоритетное право на продление договора. Иными словами, формальным собственником остается государство, но частный бизнесмен получает право на пожизненное использование объекта - если он приносит ему доход. Фактически, речь идет о реализации печально знаменитой схемы «приватизация прибылей, национализация убытков». Концессионеры будут использовать взятые в аренду объекты, пока это будет им выгодно. А в случае проблем вновь сбросят их на баланс государства.


Закон о концессии впервые приняли еще в 1999 году при Леониде Кучме - но тогда он так и не заработал, потому что в девяностые бизнесмены предпочитали открыто скупать государственные активы. Петр Порошенко тоже разрабатывал аналогичный закон, и тогда его подвергли жесткой критике эксперты Национальной академии наук Украины. Сотрудник сектора международных финансовых исследований НАН Украины Елена Слезко говорила о том, что концессия не только позволит перераспределить оставшиеся ликвидные госактивы в пользу близкого к власти  бизнеса, но и незаметно избавит правительство от социального давления трудовых коллективов. Их передадут в подчинение частному бизнесу, что обернется массовыми увольнениями и ликвидациями льгот.

При этом, попытки решить за счет концессии проблемы инфраструктуры - на что рассчитывает сегодня Зеленский - заведомо обречены на провал. Власти уже пытались искать концессионеров для строительства ветки метро в киевский район Троещина или для строительства дорог - но иностранные инвесторы не торопились приходить в Украину, опасаясь нестабильной ситуации в стране и вероятного рейдерства со стороны тех же чиновников. За последние годы в Украине не было реализовано ни одного масштабного концессионного проекта - и поэтому в «команде Зе» решили смягчить условия концессий, сделав их более привлекательными для инвесторов. Так, в частности, авторы законопроекта предлагают передавать объекты в концессию без всякого конкурса, что позволяет передать стратегические и прибыльные объекты в руки приближенных к власти олигархов.

Отдать и доплатить

Законопроект предполагает механизм финансовой поддержки концессионеров и возмещения их инвестиций из государственного бюджета. В случае досрочного прекращения договора о концессии - в том числе и по инициативе концессионера, - государство должно будет компенсировать ему вложенные средства. Государство также будет оплачивать и услуги экспертов и советников, которые должны привлекаться к оценке объектов. А если центральные или местные власти примут какие-либо законы, противоречащие интересам инвесторов, государство должно будет выплачивать им компенсации в полном объеме.

Иными словами, у концессионера есть все права и возможности получать прибыль и компенсации, а у государства - лишь обязанности платить этому социальному паразиту. Такие лоббистские законы обычно принимаются в интересах близкого к власти бизнеса, использующего государство как инструмент для личного обогащения.

«Финансовые взаимоотношения в законе вообще прописаны очень своеобразно. Во-первых, концессионер в обязательном порядке должен получать плату за «новые услуги», которые он будет предоставлять по договору. Например, за проезд по платным дорогам. А вот государство только «может получать» платежи от концессионера. А может и не получать - просто бесплатно отдавать в аренду имущество. Во-вторых, инвестор может рассчитывать на разные виды государственной помощи. Среди них - плата за эксплуатационную готовность объекта, покупка товаров, которые производятся или поставляются концессионером, поставка концессионеру товаров/работ/услуг, строительство линий электропередачи и других инфраструктурных объектов», - говорит об этом адвокат Анатолий Яровой.

По его мнению, в законопроекте есть существенный дисбаланс между нормами, которые защищают интересы потенциальных концессионеров, их кредиторов, международных финансовых учреждений, и практически отсутствующими нормами по защите национальных государственных интересов.

Бывший заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава видит в этом знаковую закономерность - отмечая, что законопроект составляли профессиональные «грантоеды», разрабатывая его под конкретные интересы определенных инвесторов.

«Этот закон не скороспелый. Его создавали несколько лет при участии грантоедов разных мастей. А еще предыдущая власть несколько лет подряд изучала проекты концессий. Приезжала в порты и на заводы, проводила аудит, составляла бизнес-планы. Теперь, подозреваю, эти проекты будут реализованы…Проекты создавались без широкого обсуждения. Так сказать, внутри экспертного грантоедского сообщества. Это означает очень простой факт: скорее всего, условия прописаны под некоего инвестора, а не в пользу государства. Что это за интересы, более-менее понятно. Концессия - это экономная приватизация. Сам ее механизм в Украине может работать только в одном направлении - бесплатно забрать то, за что пришлось бы заплатить во время приватизации. Ну и, конечно, избежать ненужной огласки, потому что одно дело приватизировать крупный порт, - могут включиться вонизмы вроде тех, что сейчас включились по земле. Другое дело - делать вид, что объект остался в собственности государства, а на самом деле его тихо отдают партнеру по концессии», - утверждает Кава.

Аэропорты - Коломойскому

Как известно, одним из наиболее прибыльных активов Игоря Коломойского является компания Международные линии Украины, которая активно выдавливает из страны конкурентов. Закон о концессиях может позволить Игорю Коломойскому втихую «приватизировать» крупные аэропорты - в том числе Борисполь, который является главными воздушными воротами Украины. Как это может происходить, описывает все тот же Александр Кава: «Вы берете аэропорт «Борисполь» в аренду на 50 лет. Зарабатываете на том, что уже построено до вас, ничего не вкладывая (в законе требования по инвестициям прописаны размыто), потом продлеваете договор концессии, что в новом законе также не запрещено. Пока придет время возвращать имущество государству, может оказаться, что возвращать уже по сути нечего», - описывает готовящуюся схему бывший заместитель министра инфраструктуры.

Глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко тоже указывает на то, что в законопроекте размыты обязанности инвестора - а сдача в концессию теплосетей и водоканалов может повлечь «космические цены» для рядовых украинцев. «Без ответственности это получается не концессия, а банальный грабеж», - подчеркивает эксперт.

На зависть графу Дракуле

К слову, одной из предполагаемых сфер применения нового закона является система здравоохранения. Депутат-миллионер от «Слуги народа», основатель частных клиник «Борис» Михаил Радуцкий уже предлагал сдавать в концессию станции переливания крови. Украина уже является крупнейшим в Восточной Европе экспортером плазмы и сырья для фармацевтической промышленности западных стран. Аналогичный бизнес процветает в ряде беднейших стран Африки - но развитые страны Европы опасаются принимать кровь из этих стран из-за повышенных вирусных рисков, поскольку в этом регионе достаточно высок процент инфицирования ВИЧ.

Развитие подобного бизнеса в Украине - на непрозрачных условиях концессий - будет предусматривать массовую закупку крови и плазмы для нужд иностранных клиник. В самой бедной стране Европы, где уже процветает полулегальный бизнес суррогатного материнства, найдется масса людей, готовых регулярно сдавать кровь - чтобы просто поесть и оплатить «коммуналку». А законодательно утвержденный механизм концессий позволит капиталистическим дракулам высасывать из украинцев их кровь - как в переносном, так и в прямом смысле этого слова.

Дмитрий Ковалевич

экономика и финансы, Украина

Previous post Next post
Up