Еще раз про пакт Молотова-Риббентропа и загадочный секретный протокол к нему ... которого не было

Sep 10, 2019 13:12

Источник

Начнем вот с чего:

Минобороны рассекретило документы, касающиеся начала Второй мировой войны


Министерство обороны рассекретило уникальные документы, рассказывающие о событиях кануна и начального периода Второй мировой войны, в которых, в частности,... РИА Новости, 09.09.2019

RIA.RU

Среди обнародованных документов - служебная записка начальника Генерального штаба РККА Бориса Шапошникова народному комиссару обороны СССР Клименту Ворошилову. В ней содержится оценка военной угрозы, которую могут представлять различные государства как самостоятельно, так и в составе военных союзов и блоков.

Степень важности и секретности документа подчеркивает тот факт, что Шапошников не прибегал к помощи секретаря-машинистки, а писал 31-страничную докладную самостоятельно. По мнению советских военных специалистов, наиболее вероятную угрозу для СССР в этот период представлял не только военный союз Германии и Италии, но и Польша, находящаяся "в орбите" фашистского блока.

Как отмечал Шапошников, "Советскому Союзу нужно быть готовым к борьбе на два фронта: на западе против Германии - Польши и частично против Италии с возможным присоединением к ним лимитрофов и на востоке против Японии".

Из документа следует, что Германия и Польша в канун войны могли вместе выставить более 160 пехотных дивизий, более семи тысяч танков и 4,5 тысячи самолетов.

По этому поводу вот какая мысль возникла...


Итак - лето 1939 года. Дело идет к войне, в Москве ведутся переговоры о создании «Новой Антанты» (Франция-Англия-СССР), но идут они туго, поскольку Польша наотрез отказывается пропускать советские войска. А перед этим Польша еще поучаствовала в разделе Чехословакии. Ну и?

Из чего вообще следует, что Польша вообще будет воевать на стороне «Новой Антанты», а не переметнется в последний момент на сторону Гитлера? А вот нету таких гарантий... И что тогда? СССР придется воевать на два фронта - с Японией на востоке и германо-польским блоком на западе при очень условной поддержке «демократий» (которые опять-таки никаких обязывающих договоренностей заключать не хотят)?

Перспективы скверные, мутные... и тут вдруг из Берлина прилетает герр Риббентроп с предложением заключить пакт о ненападении (то есть избежать  войны вообще... ну, по крайней мере в ближайшей перспективе) - да еще кое-что за не-учатие в войне и получить. За счет Польши, разумеется.

Значит все хорошо - и должен быть секретный протокол о разделе Польши?

Э, нет.  Не все так просто. Когда слишком хорошо, то это тоже плохо.

В Москве уже хорошо знали о том, какие финты может выкидывать нацистская дипломатия - и именно поэтому  четко оформленный протокол подписывать ни в коем случае не хотели.

Почему?

А потому, что вот вернется герр Риббентроп с этой бумагой в Берлин - и  вызовет к себе польского посла, и сию бумажку ему предъявит. И фотокопию подарит еще со словами: «Выбирайте, что лучше - принять наши умеренные требования или вообще исчезнуть с крарты Европы!» А требования, заметим, и в самом деле принципиально пиемлемые: Данциг (который и так не польский, а «вольный город») и экстерриториальная автострада из Померании в Вост.Пруссию. А взамен - всякие экономические плюшки... ну и еще перспектива совместного с немцами похода против коварных московитов.

Ну и что поляки выберут? То-то...

Поэтому никаких бумажек с планами раздела Польши Риббентроп в Берлин привезти не должен! Только устные «джентльменские соглашения» насчет линии Бебжа-Нарев-Висла-Сан. А уж о всяких конкретных мелочах потом договоримся, когда дело пойдет всерьез (то есть уже после начала боевых действий).

А до начала этих действий СССР во-первых армию развернет под предлогом учебных сборов (к 20 сентября в РККА под ружьем будет 5,289 млн. чел. - больше, чем в июне 1941) - и будет готов к любому развитию событий.

Начнут союзники на Западе реальное наступление на Германию, а Польша запросит помощи - ну ОК, СССР может такую помощь и оказать.

А если не начнут - и скормят Польшу Гитлеру так же, как и Чехословакию  - ну... тогда и черт с ней, с Польшей, мы, по крайней мере, свое вернем. А там видно будет...

Так что в августе 1939 года никакого «секретного протокола» явно НЕ ПОДПИСЫВАЛОСЬ. Все соглашения о разграничении в Польше заключались уже потом, когда вермахт громил войско польское, а англо-франки формально объявили войну Германии.

Кстати - отзвук этого процесса можно найти в дневнике Гальдера:

17 сентября 1939 года (воскресенье)

2.00 - Сообщение, что русские двинули свои армии через границу Польши.

7.00 - Приказ: [нашим войскам] остановиться на линии Сколе - Львов - Владимир-Волынский - Брест - Белосток.

В первой половине дня - обмен мнениями с ОКВ относительно будущей демаркационной линии.

Если есть «секретный протокол » с разграничением сфер интересов, то какой еще, нафиг, «обмен мнениями»? Чего еще обсуждать, если фюрер и Риббентроп уже все обсудили и подписали! Ан нет... Дальше - больше:
20 сентября 1939 года (среда)

Трения с Россией: Львов.

Разговор с генерал-полковником Браухичем.

Йодль: Действовать совместно с русскими. Немедленное совместное урегулирование разногласий на месте. Если русские настаивают на территориальных требованиях, мы очистим территорию.

Решено: Русские займут Львов. Немецкие войска очистят Львов. День позора немецкого политического руководства. Окончательное начертание демаркационной линии. Сомнительные вопросы оставлены открытыми. Не должно произойти [126]никакого обострения политической обстановки. «Окончательная линия по реке Сан».

Браухичу [сообщить]: Дистанция - 10 км. Русские вперед не продвигаются (Кейтель!). Отходить постепенно. Ярослав, Перемышль, далее на юг - Турка. За четыре перехода.

Форман [докладывает]: Для удовлетворения настойчивых требований Ворошилова фюрер принял решение об окончательной демаркационной линии, о чем сегодня будет официально объявлено. [Она проходит по] р. Писа, р. Нарев, р. Висла, железная дорога вдоль Сана, Перемышль (от Хырова до перевала - неясно). Фюрер хочет, чтобы впереди этой линии не погиб ни один наш солдат.

О как! То есть окончательная линия по реке Сан появилась только 20 сентября! Да еще в порядке удовлетворения «настойчивых требований Ворошилова»! А как же «секретный протокол», в котором она будто бы была прописана еще 23 августа?

А никак. Не было никакого «секретного протокола», было устное соглашение, которое в германском генштабе воспринимали как «мало ли кто что сказал»...

А что до чудесного обретения этого «секретного протокола», то ... читайте Кунгурова.

У меня всё.

ww2, пакт Молотова - Риббентропа

Previous post Next post
Up