Штирлиц из Черновцов, забытый в Черновцах. (Да, были Люди в наше время, Не то,что нынешнее племя...)

Apr 08, 2019 22:03

Источник



На самом деле Ян Черняк не был штандартенфюрером СС Штирлицем в полном смысле. Но Юлиан Семенов, которому КГБ разрешило встретиться и пообщаться с выдающимся выходцем из Буковины, был настолько поражен историями этого человека, что сделал его одним из прототипов своего знаменитого героя. И историй, поверьте, хватило бы еще на десяток романов.

Черняк не служил в спецслужбах рейха, ибо был евреем. Но созданная им разведывательная сеть «Крона» в Германии позволяла ему быть в курсе многих секретов.

Биография его залегендирована и потому запутана. Ян Петрович Черняк родился 6 апреля 1909 года в Черновцах. Несмотря на потерю родителей в Первую мировую, он получил образование и, проживая в «лоскутной» Австро-Венгрии, еще в детстве выучил шесть языков.

Обучение продолжил в Праге и Берлине, где и заслужил внимание советской разведки. Хотя, по другим источникам, он стал сотрудничать с Москвой, когда служил в румынской армии.

До сих пор куски его жизни остаются лишь предметом вымыслов и догадок. Но точно известно, что в 1935-36 годах он обучался в разведшколе под личным руководством контрразведчика Артура Артузова, известного проведением блестящих операций «Трест» и «Синдикат».

Потом в его биографии вновь начинается путаница. По одной версии, он начал свою разведывательную деятельность под прикрытием корреспондента ТАСС (оперативный псевдоним Джек) в Швейцарии, по другой - в Германии, сам Черняк в автобиографии указывал Париж.





Он был настолько законспирирован и осторожен, что его называли «человеком без тени», поскольку не оставлял никаких следов. Свидетельством этой его уникальности и есть разведгруппа, некоторые члены которой до сих пор засекречены, а ни один агент Черняка никогда не был разоблачён. Причём среди них были очень известные люди Германии. Серго Гегечкори в своей книге «Мой отец - Лаврентий Берия» утверждал, что его агентом была даже любимая актриса Гитлера Марика Рёкк . После эту информацию подтвердило ГРУ.

Группа работала десять лет, абвер перехватывал радиограммы, но так и не смог их расшифровать. Если бы это удалось, то в ведомстве Канариса удивились бы масштабам и ценности передаваемой информации.

Среди прочего группа Черняка передала в Центр в 1941 году копию плана «Барбаросса», а в 1943 году - оперативный план операции «Цитадель» - немецкого наступления под Курском, а также техническую информацию о танках «Тигр», артиллерийских орудиях, реактивных ракетах «Фау». Неоценима помощь группы Черняка в организации ПВО Москвы в 1941 году. Очень большую роль сыграли переданные материалы по  передовым западным разработкам - свыше 12500 листов технической документации и 60 образцов радиоаппаратуры.  В мае 1944 года заместитель председателя Совета по радиолокации при Государственном комитете обороны (ГКО) инженер-вице-адмирал А. Берг писал начальнику Разведывательного управления генерал-полковнику Ф. Кузнецову: «...присланные Вами за последние 10 месяцев материалы представляют очень большую ценность для создания радиолокационного вооружения Красной Армии и Военно-морского Флота. Особая их ценность заключается в том, что они подобраны со знанием дела и дают возможность не только ознакомиться с аппаратурой, но и в ряде случаев изготовить аналогичную, не затрачивая длительного времени и значительных средств на разработку. Кроме того, сведения о создаваемом немцами методе борьбы с помехами позволили начать разработку соответствующих контрмероприятий. Все эти сведения и материалы позволяют нам уверенно выбирать пути технического развития новой и малоизвестной нам техники радиолокации, обеспечивая необходимую для этого перспективу и осведомленность».



Руководитель группы «Крона» обладал удивительной памятью, телепатическими возможностями и к тому же был мастером рукопашного боя.

Особая заслуга Яна Черняка - это добыча информации по ядерной программе Великобритании Tube alloys («Трубный сплав»), когда ему удалось привлечь к работе сотрудника секретной Кавендишской лаборатории Кембриджа доктора наук Алана Нанна Мэя.

Мэй передал Черняку сведения об установках по отделению изотопов урана, описание процесса получения плутония, чертежи «уранового котла» и описание принципов его работы - всего около 130 листов документации.

После перевода англичанина в Канаду, Черняк, понимая, что Германия побеждена, тоже перебрался в Америку. Здесь в условиях, когда часть советской резидентуры сдал перебежчик Гузенко, Черняк перестроил схему работы и смог переправить в Москву масштабный доклад о ходе работ по созданию атомной бомбы, включая доклад Ферми, перечень научно-исследовательских объектов в США и Канаде и натурные образцы урана-235.

В условиях, когда американская резидентура оказалась под ударом, Центр принял решение о выводе Черняка из игры, и в начале 1946 года разведчика на военном корабле тайно вывезли в СССР.

Авторитет Яна Петровича был настолько серьёзен, что его в отличие от многих провалившихся и вернувшихся  разведчиков   не наказали, а оставили на работе в ГРУ. Хотя представление о награждении званием Героя Советского Союза и присвоении офицерского звания было отклонено наверху.

«Золотую звезду» он получил в 1994 году, когда лежал в больнице, уже перед смертью. Ян Черняк похоронен на Преображенском кладбище Москвы, а его документы находятся в ГРУ на особом хранении и еще не скоро будут преданы гласности.

Уникального разведчика на его исторической родине Буковине практически не знают, и не потому, что его имя до сих пор засекречено. Сегодня там в цене другие герои, не те, что сознательно с огромным риском боролись с гитлеризмом, помогали его одолеть.

Здесь особо чтут Буковинский курень ОУН [запрещена в РФ], тот самый, что (по немецким документам) участвовал в массовых гекатомбах Бабьего Яра и уничтожил Хатынь. Памятник украинским  нацистам в Черновцах открыли еще в 1995 году, а после открыли памятник членам Буковинского куреня в Путиле.

Здесь в почете БУСА - Буковинская Украинская самооборонная армия, и ее фюрер Василий Шумка. В 1944 году он и его боевики, воевавшие с советскими партизанами, перешли в состав вспомогательных частей вермахта и Украинской национальной армии Павла Шандрука.

Здесь гордятся штурмбанфюрером СС Петром Войновским, что был еще и агентом гестапо с псевдонимом Максим и командовал Буковинским куренем.

Здесь вспоминают одну из руководителей Буковинского провода ОУН Артемизию Галицкую.

Здесь выпускают трехтомник «ОУН и УПА [запрещена в РФ] на Буковине» Мыколы Джуряка, книгу «Подполье ОУН на Буковине, 1943-1951. Документы и материалы» Дмитрия Проданныка и Ивана Ямборко.

Казалось бы, нужна ли этим людям, черпающим вдохновение из кровавых подвигов гитлеровских подстилок, память о таких личностях, как Ян Черняк?

Видимо, нужна, ибо не все спешат нести цветочки  палачам Буковинского куреня. В городе Сторожинец такой памятник снесли неизвестные еще в 2010 году. А совсем недавно в Садгорском районе   настоятель прихода в честь Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Василий Стрежак установил семиметровый крест в честь Торжества Православия и в память погибших воинов в  Великой Отечественной войне, Афганистане и, увы, в АТО, для напоминания о большой жертве Христовой и побуждения к молитве об усопших.

Может быть, на Буковине однажды вспомнят великого разведчика, великого земляка, значение которого еще предстоит понять.
Источник

Советский героизм, Великая Отечественная война, ww2, Украина, ВОВ, Вторая мировая война

Previous post Next post
Up