В Финляндии опубликованы свидетельства бойцов СС "Викинг" о "Лембергском погроме" 30 июня 1941 года

Mar 23, 2019 22:51



Лембергский погром во Львове 30 июня - 2 июля 1941 года до сих пор остается одним из "серых пятен" современной истории Украины. Первый акт массового открытого уничтожения евреев в ходе Второй мировой войны и сегодня вызывает споры историков из разных стран.

Одни называют инициаторами и исполнителями погрома немецкие "Айнзаценгрупп" и "расстрельные команды", другие напоминают о роли националистов и местного населения, шокированного видом расстрелянных НКВД политзаключенных во львовских тюрьмах. В советское время виновниками погрома назывался батальон "Нахтигаль". Современные украинские историки предпочитают стыдливо отрицать его роль в погроме и даже присутствие батальона во Львове во время кровавых событий.

В 2013 году канадский историк Джон-Пол Химка опубликовал на веб-сайте "Историческая правда" документы о прямой причастности к организации и координации погрома местного руководства ОУН(б) (Организации украинских националистов (бандеровское движение).

На волне глорификации и прославления ОУН-УПА украинские чиновники из Минкульта и Института национальной памяти не хотят вспоминать об этих событиях - календарные дни "Лембергского погрома" не поминаются как траурные даты. Так, Министерство культуры заявило, что не планирует в 2019 году отмечать на государственном уровне чествование памяти жертв "Лембергского погрома", поскольку такие мероприятия не предусмотрены планом работы Министерства на 2019 год.

А во Львовской ОГА, в свою очередь, заявили, что во Львовской области не будет проводиться официальное чествование памяти "Лембергского погрома", поскольку никто не выступил с такой инициативой.

По различным данным в ходе лембергского погрома за несколько дней было убито от 3 000 до 7 000 евреев. В то время Львов был преимущественно польским городом. В 1939 году поляки составляли половину его населения - 157 тыс., евреи - 99 тыс. и украинцы - 49 тыс.

Финские свидетели

В 2019 году увидели свет новые свидетельства из Финляндии, опубликованные Национальным архивом Финляндии и Обществом финской литературы в отчете "Финские добровольцы СС и военные преступления в отношении евреев, гражданских лиц и военнопленных на территории Украины и Кавказа в 1941-1943 гг.".

Для финнов обвинения в участии в погромах на территории Украины и сегодня является болезненной темой. Финны были в составе первой дивизии СС "Викинг". В 1941-1943 годах. Там служили несколько сотен финских добровольцев, которых сегодня обвиняют в причастности к холокосту.

Как пишет издание "Медуза", в 2018 году вышла книга финского историка Андре Сванстрема "Рыцари свастики", в которой автор, основываясь в первую очередь на сохранившихся дневниках и письмах добровольцев, подвергает сомнению их сложившийся образ "простых финских парней-патриотов, которые хотели защищать родину и попали в неприятную переделку".

Исследование Сванстрема стало в Финляндии сенсацией и предметом бурных дискуссий, а опубликованная им чуть раньше статья на ту же тему привлекла внимание Эфраима Зуроффа - известного "охотника за нацистами" и директора иерусалимского офиса Центра Симона Визенталя, ведущей международной организации по исследованию Холокоста.

В январе 2018 года Зурофф написал открытое письмо президенту Финляндии Саули Ниинисте с призывом инициировать "серьезное расследование" о возможном участии финских добровольцеы в убийствах евреев на территории Украины. Ниинисте немедленно принял решение профинансировать такое расследование; провести его было поручено Национальному архиву Финляндии.

В начале февраля 2019 года исследовательская группа под руководством известного финского историка Ларса Вестерлунда опубликовала 250-страничный отчет на английском языке, озаглавленный "Финские добровольцы СС и военные преступления в отношении евреев, гражданских лиц и военнопленных на территории Украины и Кавказа в 1941-1943 гг.".

Основными источниками исследователей стали 76 дневников финских добровольцев (22 из них ранее не были обнародованы); доступ к дневникам был предоставлен им "Обществом традиции и братской помощи", некоторые члены которого также дали исследователям возможность ознакомиться со своими личными архивами.

В кратком виде выводы исследователей можно сформулировать так: прямых доказательств участия подавляющего большинства "добровольцев" СС Викинг в массовых убийствах евреев нет. При этом практически все они, разумеется, знали о происходящем; некоторые были непосредственными свидетелями злодеяний эсэсовцев, айнзацгрупп и местных жителей. Многие из финнов отказывались участвовать в таких акциях, а также выражали в своих дневниках недоумение и протест. Тем не менее, исследователи считают документально подтвержденными пять или шесть случаев участия отдельных финских добровольцев в убийствах евреев. Эфраим Зурофф и Центр Симона Визенталя приветствовали публикацию отчета с "чувством грустной благодарности".

Это одна из самых черных страниц "национал-социализма военного времени"

11 страниц из 250-страничного отчета посвящены как раз свидетельствам финских добровольцев о Лембергском погроме. Дивизия СС "Викинг" проходила через Львов и находилась здесь как раз 30 июня и 1 июля 1941 года.

Конечно, следует учитывать, что эти свидетельства представляет сторону, заинтересованную переложить ответственность на местное население. И все - таки, описания событий поражают своей жестокостью.

Финские свидетели однозначны в своих оценках. После обнаружения многочисленных расстрелянных в тюрьмах Львова не немцы, а именно местные жители инициировали погром, избиения и убийства евреев. Немецкая администрация пыталась, напротив, вяло угомонить акции. Так, неожиданным свидетельством оказалось сообщение, что несколько сотен евреев, приведенных 1 июля львовянами в гестапо, были отпущены вечером немцами к неудовольствию активистов. Лишь с 3 июля в дело включились "айнзацгруппы" и начались массовые расстрелы евреев в тюрьмах, а также в лесах Белогорща и Лисиничи.

"Рано утром 30 июня 1941 года украинские националисты вывесили плакаты на досках объявлений и стенах зданий. Плакаты приветствовали немецкие войска и Степана Бандеру, которые освободят украинцев от власти евреев и НКВД. В заголовках были такие лозунги, как: "Разбей евреев и коммунистов" и "Да здравствует Степан Бандера, да здравствует Адольф Гитлер"…

Одновременно в городе произошли многочисленные репрессивные акции, так как украинские коллаборационисты при поддержке со стороны немецких войск убили несколько сотен еврейских жителей. Была организована украинская националистическая милиция, и немецкие командиры разрешили этим особым полицейским силам нападать на евреев и большевиков вместе с местными украинцами и поляками", - свидетельствуют финны.

"Молодые люди с синими и желтыми повязками бродили по улицам с раннего утра, останавливая любого еврея, который попадался на их пути. Они врывались в еврейские дома, жестоко нападая на жителей. Они использовали все доступное оружие: металлические шесты, палки, топоры и ножи", - свидетельствует Элияху Йонес, который лично наблюдал арест 80 евреев.

"Евреи оставались в своих домах, не решаясь их покинуть. Необходимо было выманить их из их домов, и 1 июля 1941 года (...) на всех улицах были вывешены плакаты, призывающие всех немедленно отправиться на свои рабочие места в течение трех часов под страхом смерти (...) Люди, привыкшие к дисциплине, поспешили на фабрики и в учреждения. Никто не верил, что это была ловушка. На улицах украинские милиционеры, мобилизованные ночью, разыскивали евреев. Теперь население могло взбеситься: жертвы были на месте. Толпа на улицах скоро забыла о работе; было забавнее заняться евреями. Недалеко от того места, где я жил, на улице Сапиха (Sapieha Street) был воронка от бомбы, место, специально созданное для забавы с евреями. Местные евреи были пригнаны, чтобы заполнить воронку. Из окна моей квартиры я мог видеть в этом одном месте отражение тысячи других мест - действия зверской толпы. Старики, дети и женщины, были вынуждены под градом ударов вырывать брусчатку голыми руками и переносить грязь из одного места улицы в другое. Одна женщина была привязана к мужчине, работавшему рядом, и они были вынуждены бежать под ударами в разном направлении. Подросток упал в обморок от ударов, а других позвали похоронить предполагаемый труп живьем. В этом одном месте я видел четырех или пять убитых. Было задействовано около 60 человек.

Несмотря на варварство толпы на улице, жизнь продолжалась, как будто ничего не происходило. Улицы казались вполне нормальными, прерванными лишь краткими остановками прохожих, которые отворачивались и спокойно шли дальше: "Возмущение не выражалось ни единым словом. Если кто-то не одобрял этого, он быстро проходил мимо, играя недальновидно, делая вид, что не понимает, что происходит", - утверждает Якоб Герштенфельд-Мальтьель.

"Немецкие оккупанты, конечно, изначально дали украинским националистам свободу действия 1 июля 1941 года. Тем не менее, некоторые акты насилия толпы произошли также в течение следующих двух дней, хотя они не всегда четко отличались от массовых арестов, которые начались 3 июля 1941 года. Они были проведены украинской милицией и немецкой полицией и в конечном итоге закончились массовыми казнями 5 июля 1941 года", - приходят к выводу авторы сборника.

Приводятся свидетельства даже одного из членов Айнзацкоммандо (Einsatzkommando) Хауптшарфюрер СС Феликс Ландау: "(...) по улице шли сотни евреев с кровью, стекающей по их лицам, с дырами в головах, с разбитыми руками и с глазами, вываливающимися из орбит. Они были залиты кровью".

Согласно дневнику Ландау, Айнзацкоммандо прибыла в Лемберг (Львов) 2 июля 1941 днем и вскоре после их прибытия были расстреляны первые евреи.

Удивлены событиями во Львове были норвежские и голландские солдаты. ".. так как вы видели, что выходило из этих камер. Они сказали, что они евреи, которых расстреливают. Я видел, как они копали там, они должны были выкопать свою яму, и они были расстреляны, противно, что вы делаете это с людьми. Это отвратительно. Я буду считать это одной из самых черных страниц "национал-социализма военного времени", - пишет в дневнике голландский доброволец 1-й роты, полка СС Вестлянд (SS Regiment Westland), Эдмонд Анри ле Ру (Edmond Henri le Roux).

"Что примечательно, это было еще до того, как город был очищен от врагов: молодые украинские девушки забирали винтовки у убитых русских солдат и вытаскивали евреев из их укрытий (...) Итак, молодые польские и украинские девушки прибыли с винтовками на плечах и гнали перед собой евреев", - вносит свои данные норвежский доброволец и нацистский активист Пер Педерсен (Per Pedersen) из состава 5-го артиллерийского полка СС.

Основные же данные приводят сами финны.

"Евреи, охваченные паникой и страхом, преимущественно оставались в помещении. Большинство из них прятались в своих квартирах, в разных убежищах, в подвалах и на чердаках. Украинская полиция и немцы, недовольные скудной добычей на улицах, начали прочесывать еврейские квартиры в поисках своих жертв. Они забирали мужчин, а иногда и целые семьи под предлогом необходимости очистить лембергские тюрьмы от трупов (...). Толпа была в ярости, вопли убийц смешались с криками жертв, и бойня на улицах продолжалась. Было замечено, что солдаты Вермахта были заинтересованными наблюдателями этих убийств… Немецкие солдаты и офицеры наблюдали за зверствами, некоторые фотографировали, а съемочная группа сняла фильм о прибытии немецких войск".

"Внезапно появилась толпа людей. По обеим сторонам там были старики, женщины и дети с тростями и железными прутьями. Нецензурной бранью и побоями они гнали людей до горящей Цитадели. Это были евреи, вынужденные искупить то, чего я не знаю. Дома были разграблены, людей выбрасывали из окон. Старик с развевающейся бородой ударился о верхнюю часть грузовика напротив нашего, пробил брезентовую крышу и предположительно подорвался на боекомплекте. Маленькая девочка выпала на улицу рядом с нашей машиной", - пишет Олаф Вальман (Olaf Wahlman).

Доброволец Пентти Никкола (Pentti Nikkola) из 9-й роты полка СС Нордлянд (SS Regiment Nordland), прибыл в полдень и увидел, что некоторые дома все еще горят. "В Лемберге поляки искали евреев в их домах. Они доставляют их в подвалы, женщины кричат. Бедных евреев избивают и растаптывают, пока они не умрут. Желудки женщин были "открыты", они потеряли свои волосы, а их головы были раздроблены. Все это происходило на глазах у еще живых евреев. В подвале около 200 тел! Немецкие солдаты, со своей стороны, пробиваются в магазины, нацеливаясь на евреев, водку, сок, печенье и т.д. Поляки украшают немцев цветами, а некоторые уже кричат: "Хайль Гитлер!" (...) Евреи были доставлены в тюрьму поляками для уборки. Они должны знать, что их скоро расстреляют. Ужасное место, действительно, ужасное место. Я поспешил прочь."

И еще одно свидетельство. Доброволец СС Унто Боман (Unto Boman) воспроизводит свои впечатления о погромах против евреев в своих воспоминаниях. Он сообщает, что немцы не принимали в них активного участия, но в равной степени были неспособны помешать им. "Жители Лемберга, большинство из которых составляли поляки, украинцы, русские и словаки, немедленно начали мстить местным жителям, которые, как они знали, были коммунистами и евреями (...) Толпы людей сходили с ума на улицах и гнали евреев перед собой, как стада скота. Среди евреев были люди обоего пола и всех возрастов. Придерживаясь направления, они отвезли этих несчастных людей на окраину города, чтобы убить их. Если у одного из них не было сил, чтобы бежать, этого человека забивали до смерти на улице. Повсюду разносились сигналы тревоги и выстрелов, а тела евреев лежали в парках и во дворах. Живые люди были выброшены на улицы из окон зданий, а еврейские дома были основательно разграблены. Все жители города появились на массовом убийстве. Они были захвачены кровавым массовым безумием, которое ничто не могло обуздать или контролировать".

Многие финские очевидцы событий не называют немецкие войска инициаторами погрома, перекладывая эту ответственность на украинскую милицию и на местных жителей, как поляков, так и украинцев. Безусловно, свидетельства оставляют много вопросов - кем координировались действия украинской милиции и насколько они были стихийными, насколько массово милиционеры принимали участие в погромах и все ли они были добровольцами. Но отрицать их участие в погроме уже нельзя.

В интересах Украины - широко исследовать этот вопрос, максимально отделив политику от истории, а затем найти в себе силы признать черные страницы своей истории и извиниться за них. Признание и извинения - это путь сильного, а отрицание преступлений в угоду сиюминутной конъюнктуре не делают чести тем, кто декларируют приверженность европейским ценностям. Но вряд ли это сделает нынешняя власть, проводящая политику глорификации украинских националистов во Второй мировой войне и не желающая уделять внимания темным и трагичным историческим эпизодам.

Оригинал публикации по ссылке.

Перевод отрывка на русский: Українські Новини. (Стр 98-111)

Массовые Убийства в Лембергской области, 1 - 7 июля 1941 года (полностью по ссылке).

Львов - Лемберг, Великая Отечественная война, коллаборационизм, националисты, ОУН-УПА

Previous post Next post
Up