Первый электронный баян в СССР

Dec 28, 2013 20:45

В теперешнее хаотическое время, когда еще  не так далекое прошлое помнят многие из ныне здравствующих, почему-то бытует мнение, что в СССР все силы были брошены в оборонную промышленность. Почему - то считается, что товарам народного потребления, бытовой технике уделялось очень мало внимания. Отчасти, это правда. Много сил, времени, лучших кадров отдавалось ВПК. Но говорить о том, что в Советском Союзе не развивалось производство товаров народного потребления или что они стояли на последнем месте в экономике страны, не верно. Как бы стране не было бы тяжело, она развивалась. Строились новые мощности, на которых производились товары не уступающие по качеству иностранным аналогам. Как пример, статья написанная о развитее телевидения в Советском Союзе, под влиянием заметки о широкоэкранном телевизоре в СССР, прочитанной на страничке одного из моих друзей - Сергея Гольцева.

В связи с тем, что я удостоен чести быть включенным в группу, в которой пишут о товарах народного потребления в СССР, то родилась идея рассказать об одном удивительном продукте ВПК для народа, который был создан в нашем городе - Житомире, на заводе «Электроизмеритель» еще в начале 70-х годов прошлого века. Почему именно о нем, вот и постараюсь рассказать.

В июне 2011 года в Доме культуры был юбилей - 55 лет со дня образования завода «Электроизмеритель». И предполагался концерт. После нескольких официальных выступлений, получился концерт - воспоминание, когда между музыкальными номерами выступали ветераны завода. И именно на этом концерте, я узнал, увидел и услышал этот уникальный инструмент, разработанный в то уже далекое время, удивительное звучание которого завораживало. И название ему - «Эстрадин»!

"Эстрадин-8Б" - это комбинированный электронный баян, впервые созданный в Советском Союзе. Он может звучать как механический баян и позволяет исполнять органную музыку, богатую самыми разнообразными тембрами, на нем можно получить ударные, ударно-шумовые звуки и различные эффекты.






По Вашему желанию Вы можете получить совместное звучание механического баяна и электрооргана. На "Эстрадине-8Б" легко играть, так как техника игры незначительно отличается от игры на механическом баяне. В короткий срок вы научитесь играть простые мелодии. Это возможно благодаря органному звучанию электронного баяна. Вы нажимаете на пуговицу и слышите звук до тех пор, пока не отпустите её. Это делает звук непрекращающимся и позволяет сгладить переход между тонами.

Если Вы профессиональный баянист, то найдете электронный баян "Эстрадине-8Б" наиболее подходящим для исполнения и аранжировки музыкальных произведений любого жанра соло, в составе оркестра или ансамбля.

Техническая характеристика:

Объем регистров инструмента:
•мелодии
◦субгармоника 16'
◦три тембра 8'
◦четыре тембра 4'
◦два тембра 2'
•аккомпанемента
◦три тембра 16'
◦три тембра 8'
Диапазон основных тонов - 6,3 октавы ( от "Фа" контроктавы до "Соль" четвертой)
Клавиатура баяна содержит - 1 пуговицу мелодии от "Соль" до "Соль", 120 кнопок аккомпанемента от "Фа" до "Ми"
Клавиатура мелодии - трехрядная
Клавиатура аккомпанемента - шестирядная
Вибрато частотное - регулируемое по частоте и глубине
Тремоло - регулируемое по частоте
Реверберация (послезвучие) - раздельное для мелодии и аккомпанемента
Удар - с регулировкой пьедестала
Звуки ритмического сопровождения - барабан, щетки
Тембровое глиссандо - управляемое педалью
Регулировка громкостью - ручная и педалью
Мощность, потребляемая от сети, не более - 120Вт
Габаритные размеры:
•акустический агрегат (без ножек) 1000х500х300мм
•электронный блок 700х510х270мм
Масса, не более:
•механический баян 14кг
•акустический агрегат 30кг
•электронный блок 31кг
Коэффициент нелинейных искажений усилителя мощности в диапазоне от 100 до 1000Гц при мощности 20Вт - не более 1%

Номинальная мощность акустического агрегата не менее 30 Вт. Модуль полного электрического сопротивления акустического агрегата (4+/-0,6) Ом

Источник питания - осветительная электросеть напряжением 127 или 220 В и частотой 50Гц. Инструмент сохраняет работоспособность при изменении напряжения сети в пределах от минус 15 до плюс 10%

Инструмент может нормально эксплуатироваться в помещениях при температуре от плюс 10 до плюс 40С при относительной влажности воздуха до 80%.

Удивительные параметры для инструмента тех лет. Согласитесь!
А как рождался сей инструмент, рассказывает один из его создателей и бессменный исполнитель музыки Альфред Грибер:

«В начале XX века нашей эры молодой учёный и музыкант Лев Термен создал первый в мире электромузыкальный инструмент, которому впоследствии дали имя «терменвокс».

В начале 60-х годов XX века в Житомире на заводе «Электроизмеритель» был создан первый в СССР промышленный электромузыкальный инструмент «Эстрадин» (эстрадный инструмент), который получил имя «Романтика».

А всё началось с того, что студент-первокурсник Одесского Электротехнического института связи Лёня Федорчук услышал на студенческом балу, посвящённом встрече 1957 года, музыку, которая потрясла его своим фантастическим звучанием. Это играл какой-то зарубежный электроорган. Он влюбился в эти звуки раз и навсегда. И тогда само собой созрело решение посвятить свою жизнь созданию электромузыкальных инструментов.

Судьба свела Лёню с Виталием Ивановичем Волошиным, который приняв его в свой конструкторский отдел Житомирского завода «Электроизмеритель», дал ему возможность начать экспериментировать с электромузыкой.

Первый электромузыкальный инструмент, созданный Федорчуком и Волошиным, представлял собой хаотическое нагромождение радиоэлементов, соединённых между собой на письменном столе. Клавиатурою были контакты реле, которые замыкались пальцами на печатную плату.

12 февраля 1964 года впервые данная конструкция была продемонстрирована комиссии во главе с главным инженером завода А. Г. Назарчуком. В стенах лаборатории зазвучала электронная гамма - музыкальные звуки, рождённые электроникой. С этой поры ежегодно 12 февраля на заводе отмечался День электромузыки.

Я подключился к деятельности лаборатории в апреле 1969 года, когда начались работы по созданию электронного баяна «Эстрадин-8Б». С этого времени уже ни одно празднование Дня электромузыки не обходилось без моего участия. Да что там празднования! Для меня все последующие годы превратились в сплошной День электромузыки.

Я, как и Лёня Федорчук, влюбился в электронные звучания, открывая в них всё новые и новые горизонты для своего творчества. Каждый новый «Эстрадин», рождённый в совместных муках творчества, расширял мой кругозор и заставлял искать новые краски и оттенки для музыкальной палитры. У каждого «Эстрадина» был свой неповторимый характер, свои привычки, свои предпочтения, свои любимые игры. И к каждому нужно было найти свой подход, свою тактику, свои решения.

А когда наши питомцы вдруг начинали капризничать, мне приходилось выслушивать их жалобы и претензии. Потому что приборы из-за ограниченности их параметров не всегда могли показать, что беспокоило того или иного «Эстрадина». А мне как музыканту при тщательном и внимательном слуховом контроле, обследуя каждую кнопку, каждый переключатель, каждый регистр, каждый эффект инструмента, удавалось услышать, в каком его «органе» находится неполадка.

Я настолько сроднился с нашими электромузыкальными инструментами, что, подписывая свою грампластинку с записью электробаяна, ставил следующую подпись: «Грибер-эстрадин».

«После моего возвращения на завод я почувствовал к себе какое-то особое отношение. Как будто вернулся домой человек, которого все ждали.

Но, как мне показалось, больше других моему возвращению были рады начальник лаборатории № 21 Леонид Иванович Федорчук и начальник КБ-2 Виталий Иванович Волошин. Мои советы музыканта и баяниста, по их словам, были для них очень ценны. Каждый день они готовили мне новые музыкальные звуки или эффекты, которые я должен был проиграть, прослушать и прочувствовать. Затем всё коллективно обговаривалось и обсуждалось.

Вскоре в лабораторию пришёл новый сотрудник - Лев Моисеевич Фукс, который сразу же подключился к работе над электробаяном. Мы с ним очень быстро подружились, потому что такие люди, как он, были мне созвучны. В нём чувствовалась какая-то профессиональная уверенность, желание довести всё, как говорится, до ума.

Я вырывал любую свободную минуту, чтобы лишний раз забежать в лабораторию и пообщаться с «ребятами». Так я называл своих новых друзей, несмотря на то, что они все были старше меня.

С каждым днём вырисовывались очертания нового музыкального инструмента.

С житомирской музыкальной фабрики был привезён обычный серийный баян «Мечта», для которого конструкторы Леон Толчинский и Дима Шраер разработали оригинальную контактную систему и панель переключателей для управления электронными звуками, регистрами и эффектами. Все провода были «упакованы» в кабель, который подключался к специальному блоку, содержащему всю электронную начинку. К этому же блоку подключались звуковые колонки с динамиками, а также двойная педаль для регулировки громкости электронного звучания и эффекта тембрового глиссандо.

Судя по этому описанию, может сложиться впечатление, что сделать электробаян было обычным делом. Но так может подумать только тот человек, который никогда ничего не придумывал впервые нечто совершенно новое и необычное.

Аналогов электробаяну в мировой практике не было. Поэтому приходилось думать, спорить, дискутировать и даже ссориться, чтобы прийти к оптимальному решению.

Я уже не говорю о буквальном «вылизывании» звуков, тембров и эффектов. Дело ведь осложнялось тем, что нужно было создать не просто какие-то  электронные музыкальные звуки, а такие звуки, которые сочетались бы со звучанием обычного баяна. Это позволяло комбинировать в различных пропорциях обычные баянные и электронные звуки, что создавало эффект игры баяна и электронного оркестра.

Нам удалось добиться кристальной чистоты звучания, что позволило благодаря эффектам вибрато, тремоло, перкуссии, реверберации, тембрового глиссандо и ритмического сопровождения воспроизводить игру органа, рояля, духовых инструментов, струнных инструментов и русских народных инструментов. Благодаря комбинации разнообразных тембров и эффектов можно было даже имитировать звучание оркестра - свадебного деревенского, джазового или эстрадного.

В принципе, получение стереофонического звучания целого ансамбля духовых, язычковых, струнных и ударных инструментов у нас получилось.

Я пишу «у нас», потому что уже не отделял себя от тех инженеров и конструкторов, которые воплощали мои музыкальные фантазии и запросы в реальные звуки, тембры и эффекты.

Вместе с созданием электронного баяна, который получил название «Эстрадин-8Б», формировался и мой исполнительский репертуар для исполнения на этом инструменте. Сюда входили популярные песни и мелодии, звучащие на радио и по телевидению, фантазии на темы песен известных советских композиторов и русских народных песен, органные произведения Баха, музыка из балетов и кинофильмов, различные классические и эстрадные произведения.

Так как готовых обработок для электронного баяна тогда просто не существовало в природе, приходилось мне заниматься этим самому. Поэтому я был и аранжировщиком, и исполнителем в одном лице. Очень мне помогла в этом деле моя прежняя работа в оркестрах, где я научился ансамблевому исполнительству и оркестровому чутью. Не прошла даром моя учёба в музыкальном училище, где я дирижировал оркестром русских народных инструментов, и в Заочном университете искусств, где я окончил курс инструментоведения и оркестровки.

Не лишним будет напомнить, что всё своё свободное время я проводил в лаборатории - и днём, и вечерами.

К новому 1970 году опытный образец электронного баяна «Эстрадин-8Б» был готов».

«А в мае 1975 году пришло и международное признание «Эстрадина» на международной выставке «Связь-75» в Москве.
Слух о том, что в Сокольниках показывают какое-то музыкальное чудо, вмиг облетел Москву. Многие посетители приходили целенаправленно послушать электробаян, некоторые приходили по несколько раз с переносными магнитофонами
После закрытия выставки «Связь-75» состоялось награждение лучших экспонатов, экспонентов и демонстраторов. Я как демонстратор получил ценный подарок - транзисторный приёмник и Почётный Диплом Оргкомитета и Дирекции советского раздела Выставки в ранге золотой медали за подписью министра Э.Первышина. Завод «Электроизмеритель» как экспонент был награждён Почётным Дипломом Торгово-промышленной Палаты СССР и Дирекции Выставки в ранге золотой медали.

Это было первое международное признание нашего электромузыкального  инструмента - электронного баяна «Эстрадин-8Б». Первое, но не последнее.

Следом за электробаяном международное признание получили и другие наши электромузыкальные инструменты на Лейпцигской (ГДР) и Загребской (Югославия) международных ярмарках в 1978 и 1980 годах».





И в заключении предлагаю вам окунуться в мир фантастических, мягких голосов "Эстрадина"

Прослушать или скачать Фантазия на темы песен бесплатно на Простоплеер

Прослушать или скачать Эстрадин 8б  Название композиции бесплатно на Простоплеер

Прослушать или скачать Фантазия на темы песен бесплатно на Простоплеер

Прослушать или скачать Манчестер - Ливерпуль бесплатно на Простоплеер

Прослушать или скачать Эстрадин 8б Жаворонок бесплатно на Простоплеер

Житомир, Украина, CCCР

Previous post Next post
Up