Моя философия есть философия духа.
Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви.
Н.А.Бердяев
Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода
2 Кор. 3:17
Казалось бы, какое отношение могут иметь замшелые идеи наших прадедов к нашей жизни, к современному обществу, к будущему? Все эти покосившиеся кресты, полуразрушенные церкви? Средневековая обрядовость в храмах?
Христианство - уникальная религия. Его удивительным отличием является признание свободы воли личности. В исламе, например, все в руках Аллаха. Это не хуже и не лучше, это просто по-другому. Много раз охаянная формула - «раб Божий», не просто означает, что ни какого господина, кроме Бога, над волей Человека нет. Она означает, что Господь, только избранным обозначающий свою волю, дает нам возможность самим выбрать свой путь. А свобода личности Господу очень важна. Так как только в этом случае Человек на своем жизненном пути свои задатки реализует в наибольшей степени и справедливо предопределит судьбу своей души. В христианстве нет шариата, у нас нет земных наказаний за грех. Только в условиях свободы человек свои мысли реализует в действия и в полной мере за них ответит перед судом Божьим. Наше истинное Отечество - Царствие Божье. Единственное, что мы можем сделать для этого мира, это помочь людям стать свободнее. Защитить их от НЕ свободы. Ибо как сказал Достоевский «Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все»
Чем христианство, как свобода воли, отличается от обычного либерализма, кроме нескольких жестких ограничений? Ровно тем, что у безрелигиозного либерального общества нет иммунитета к тоталитарным идеологиям: коммунизму (не путать с социализмом), исламизму (не путать с исламом), фашизму (не путать со здоровой национальной идеей). Современная либеральная Европа начинает задыхается в сетях либерализма и самые пессимистические прогнозы звучат все чаще.
Чем это отличается от национализма? Радикальный национализм, фашизм, это тоталитарная идеология, ровно противоположная идее свободы. Это мы видим на примере Украины. А националист, пусть даже умеренный, просто не способен объяснить свой национализм. Он неизбежно сваливается в культ очередных вышиванок. Это шовинист просто ненавидящий чужую культуру, потому что она чужая. Это индеец Амазонок, стреляющий из лука по вертолетам, потому, что он боится и ненавидит. Ведь если бы в Россию эмигранты прибывали из Германии или Франции разве мы были бы против? Так они когда-то и прибывали тысячами и становились Лермонтовыми и Далями, Барклаями-Де-Толли и Фон-Унгернами. Значит мигрант мигранту рознь. Значит просто рычать на все чужое - не вариант. Почему? Потому, что есть носители идеи свободы, а есть носители идеи противоположной. С первыми нам по пути, вторым мы не рады. Нация для нас это не монастырь и не казарма. Это удел избранных, добровольно выбравших свой крест. Нация для нас - это общность свободных людей с близкими ценностями, с одинаковым пониманием будущего, с одинаковым стремлением менять этот мир.
Белое движение ровно по этому сопротивлялось надвигающейся тьме в Гражданскую.
Православные националисты ровно по этому борются с исламизацией общества сегодня.
Идея православной свободы, воспетая Бердяевым, органично вошла в Великую Русскую Культуру. Культуру Личности, культуру духовного Человека, культуру свободного Человека.
Ни в коем случае эти идеи не должны восприниматься как отвержение Ислама. В Поволжье, уже много веков рядом с нами проживают татары и башкиры. Исламские народы уже давно русской культуры.
Ни в коем случае эти идеи не должны восприниматься как отрицания Социализма. До тех пор пока его адепты не зовут нас в бараки.
Далеко не всегда само христианство соответствовало своим высшим идеалам. Увы, мы люди. Но этот свет, зажженный в нас две тысячи лет назад, озаряет нам путь в будущее. Без него, там мгла.