Активизация познавательной деятельности учащихся. Часть 1

May 21, 2015 22:00



Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики о чем говорит 338,000 результатов поисковой системы Google на запрос «активизация познавательной деятельности учащихся».
Светский характер общества, отсутствие национальной идеи и, как следствие, отсутствие доминирующей идеологии и цензуры создают специфические условия для достижения основной цели образования - передачи знаний, умений и навыков следующим поколениям, формируя мировоззрение с помощью передаваемых культурных ценностей.

Следует также учесть, что за последние 30 лет количество получаемой средним человеком информации в течение жизни удвоилось, а в некоторых областях деятельности возросло в несколько раз. Современный человек принимает больше решений чем его предки каменного века за всю жизнь.

Отношение любого учащегося к получаемой информации и степень её усвоения полностью зависят от способностей преподавателя, как внешнего первичного внешнего стимула.
Развлекательный характер, большей части получаемой информации через глобальную сеть и телевидение, является ключевым фактором для активизации познавательной деятельности учащихся, используя некоторые основные понятия и достижения педагогики и психологии.
На основании существующих методов активизации познавательной деятельности, в модифицированном виде наиболее пригодны к использованию в современных условиях следующие:
1) ситуаций занимательности. Предполагается высокая осведомленность и искренняя увлеченность преподавателя интересами и увлечениями учащихся. Хотя в виду разницы в возрасте и специфичности многих увлечений (к примеру многочасовые рейды в он-лайн играх), данный метод почти не применим.
2) занимательных аналогий. Метод ограничивается только уровнем эрудированности преподавателя.
3) удивления (необыкновенные факты, парадоксальный опыт и т.д.). Наиболее эффективный метод, главный недостаток которого - субъективность мнения преподавателя особенно по политическим и, допустим, моральным темам.
4) подавление личности учащихся и «встраивание» их в мировоззрение преподавателя. Наиболее простой и часто применяемый метод, характерен для школ и техникумов.

Важнейшим приемом этих методов является эмоциональная, яркая, в какой-то мере речь преподавателя, увлекающая слушателей.

Для реализации приведенных методов, считая обучение сложным многосоставным процессом с нелинейными зависимостями и обратными связями (черным ящиком), преподавателю необходимо наличие определенных навыков и знаний, с гарантированной эффективностью их применения. К таким навыкам и знаниям можно отнести:
• актерские способности;
• умение работы со сложными и переменчивыми в настроениях учащимися;
• гармонично и, по возможности, разностороннее развитие всевозможных способностей;
• самообладание и положительное восприятие (оптимистичный настрой).
Существенное значение также имеет четко сформулированная парадигма (мировоззрение) относительно предельных возможностей преподавателя в усвоении знаний учащимися.

Продолжение следует...

психология, саморазвитие, размышления, образование

Previous post Next post
Up