В Третьяковке обнаружен «третий знаток» теории Эйнштейна?..

Mar 09, 2015 14:02


Назначенная в феврале новым директором Государственной Третьяковской галереи Зельфира Исмаиловна Трегулова (хорошее фото, например, здесь http://www.artguide.com/posts/432-ziel-fira-trieghulova-dlia-istorii-iskusstva-chiernyi-kvadrat-i-sikstinskaia-madonna-vieshchi-odnogho-poriadka или здесь http://tvkultura.ru/article/show/article_id/97523), и, сменившая на этом посту Ирину Лебедеву, недавно в интервью на телеканале «Дождь» (см. http://tvrain.ru/articles/popadaja_v_tretjakovku_ty_peremeschaeshsja_na_25_let_nazad_v_zastojnye_80_e_zelfira_tregulova_o_tom_pochemu_tretjakovskaja_galereja_zhivet_proshlym-382057/), поделилась «сокровенным»:
«Русское искусство нам читал Михаил Михайлович, мой будущий учитель. Он привел нас в запасники Третьяковской галереи, они находились в церкви в Кадашах, на втором ярусе, на настиле, и там прислонённые к стене стояли штабеля с картинами. Эти штабеля перебирались, откидывались, и мы видели «Черный квадрат», «Венчание» Шагала и многое другое.
Я помню, какой шок я испытала, увидев «Черный квадрат» первый раз. Поэтому я понимаю этих людей, которым трудно понять, почему это произведение столь важно, и почему оно - тот самый прорыв и выход по ту сторону зеркала. На самом деле прорыв, соотносимый с теорией относительности Эйнштейна, это трудно понять, но это можно объяснить и можно показать».
Вот, ежели откровенно, вы что-нибудь «поняли» из этой логореи или словесного поноса: «я понимаю…, которым трудно понять…, это трудно понять» - сама-то «понялА», что наговорила? Или это последствия "шока"?
Для справки: логорея (https://ru.wikipedia.org/wiki/Логорея или http://vocabulary.ru/dictionary/978/word/logoreja) - симптом патологии речи; речевое возбуждение, многословие, бессвязная речь … (наблюдается при сенсорной афазии, маниакальных состояниях, у больных манией…). В переносном смысле логорея (или «словесный понос» - по аналогии с диареей) - пустословие, болтовня, длинные бессмысленные речи, произносимые ораторами.
Потому комментировать эту логорею понос не будем, разве что «будем вспомнить» один из множества анекдотов о «третьем понимающем» в теории относительности:
«Как-то раз английского астронома Артура Эддингтона спросили:
-Сэр, правду ли говорят, что вы один из трех человек в мире, которые понимают теорию относительности Эйнштейна?
Наступило неловкое молчание - ученый явно затруднялся с ответом. Тогда спрашивающий поспешил исправить положение:
-Может быть, сэр, я что-то не так сказал? Мне, видимо, сэр, следовало бы догадаться, что вы, сэр, при всей вашей скромности, сочтете мой вопрос несколько бестактным. В таком случае, сэр, позвольте...
-Ничего... ничего... - благодушно прервал его Эддингтон. - Просто я задумался, пытаясь вспомнить, кто же этот третий»
И пожалеем, что Эддингтон (вместе с Эйнштейном), так и померли, не узнав не вспомнив имени «третьего» знатока теории…

Но Зельфире Исмаиловне, как в другом анекдоте: «Нам татарам все равно: что водка, что пулемёт, - лишь бы с ног валило». И покончив с Эйнштейном, она принялась за итальянского живописца и архитектора (16-го век) Рафаэля - в другом своем интервью (см. http://www.artguide.com/posts/432-ziel-fira-trieghulova-dlia-istorii-iskusstva-chiernyi-kvadrat-i-sikstinskaia-madonna-vieshchi-odnogho-poriadka), а вернее - за его картину «Сикстинская мадонна» - заявив в оном буквально следующее:
«…Он («Черный квадрат» - прим.) вывозился один раз на выставку супрематических работ Малевича в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Но я считаю, что такие вещи не нужно трогать без особой надобности. Хотя я все время обращаюсь к музеям с просьбой выдать произведения очень высокого класса, я считаю, что есть работы, которые должны постоянно находиться там, где они находятся. «Черный квадрат» Малевича и «Сикстинская мадонна» (здесь, как мне кажется, было бы, весьма кстати указать и автора второй картины - прим.) - для истории мирового искусства это вещи одного порядка. Не надо их трогать с места, пусть люди приезжают на них смотреть».
Не надо, так не надо, а то не дай Бог рядом окажутся. И некоторые посмотрят на этот «один порядок». И сравнят. Особенно люди наивные (типа того «мальчика» из известной сказки Андерсена «А квадрат - он и в Африке квадрат Новое платье короля»).
Хотя, сегодня каждый желающий может в мгновение ока это сделать (хотя бы «репродуктивно»), вообще не поднимая задницу со стула - так сказать, виртуально-компьютерно: см., например, «Сискстинская мадонна» (http://smallbay.ru/artreness/raffaello01.html) и «Черный квадрат» (http://malevich-art.ru/kazimir-malevich-chernyj-kvadrat/). Причем, что интересно, вторую картину можно, в отличие от «Сикстинской мадонны», посмотреть даже не включая компьютер - окажется достаточно лицезрения его монитора.
Хотя, некоторыми «выдающимимися специалистами» по «виртуальности» и «квадратам», утверждается, что, не включая компьютер, и тупо, глядя в монитор, можно не только «Сикстинскую мадонну» увидеть, но и вообще хрен знает что.
Так, например, на канале «Культура» (?! - почему-то вспоминается Геббельс), некий «крупнейший», по данным этого канала, «специалист по творчеству Малевича» Александра Шатских отмочила такую логорею, что «хоть святых выноси»:
«… «Черный квадрат» был в основе, то есть это знак наступления новой эры, которая говорит о том, что теперь человечество будет взаимодействовать со Вселенной, с тем, что его окружает, с помощью своих умозрительных способностей. Вы взаимодействуете с этим виртуальным миром с помощью вашей головы. Это все происходит в голове. Это был поворот цивилизации» ( (http://tvkultura.ru/article/show/article_id/126899).
Логорея это, или что-то посерьезнее, - мы не врачи… Но слушая подобное, «сомнения все же терзают» - по крайней мере, накурилась, как минимум. И закончилось галлюцинациями. С другой стороны, оно и понятно - как сообщает телеканал «Культура», эта «крупнейший специалист» в своих поисках "смысла" в "квадрате" дошла, как говорится, «до ручки» (или «отпечатков пальцев»), «установив», по ее словам, точный день рождения "Черного квадрата":
«На фоне есть отпечатки пальцев, потому что он работал, что называется, в раже. Он написал очень быстро, - рассказывает Шатских. - То есть где-то часов за пять, за шесть. Все это было 8 июня старого стиля. Когда я 8 июня старого стиля перевела на новый стиль - получилось 21 июня. Это очень значимая дата, знаете, в космическом плане".
Да, таки накурилась - после такого всякие сомнения отпали, "как яйца от продналога". А особенно умилило «сложнейшее изыскание» - к восьми прибавлено тринадцать.
Для справки. 24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введен григорианский календарь (вместо юлианского - прим.), в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток…» (см., например, http://www.calend.ru/event/5889/).
Что же касается Малевича, то «квадратные» гении - они у нас такие ребята - за «пару часов» что-нибудь сварганят. Особенно "в раже". И рук не вымоют. Не то что, например, тот же Микеланджело, который над своей фреской Giudizio universale (букв. «Последний суд» или «Последний приговор», итал. - у нас более известно как «Страшный суд») четыре года корячился - с 1537 по 1541 гг. Да и Рафаэль на свою «Сикстинскую мадонну» около двух лет положил - с 1512 по 1513 гг. Но оно и понятно - Малевич, по основной специальности чертежник. Или, как говаривал/писал Чехов в своем произведении о «собачьей любви»:
«Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра...».
Хотя, как, например, считает российский Президент Путин, и у Малевича все же есть на что посмотреть, о чем он буквально напутствовал «на встрече», то ли «с избирателями», то ли «с доверенными лицами» (см., например, https://www.youtube.com/watch?v=GO6311-yZ40 или http://avmalgin.livejournal.com/4195460.html?page=2):
«Но это не единственная его (Малевича - прим.) работа («Черный квадрат» - прим), у него есть и другие, и там есть на что посмотреть, уверяю вас. Я не хочу никаких оценок давать, но тем не менее… Конечно, реализм мне лично ближе и, я думаю, большинству наших граждан ближе».
Слегка даже повеселив - чего, например, стоят его слова о том, что на других работах Малевича «и там есть на что посмотреть, уверяю вас» - типа, понятно, на «квадрате» смотреть нечего… Есть ли там на что посмотреть, сами «граждане» могут определить, «прикоснувшись», например, к творчеству Малевича на сайте http://www.k-malevich.ru/pict/portret-zheni-hudozhnika.html, и согласиться (или нет - попробуйте!) с Путиным. От себя лишь замечу: ничего не поделаешь - на дворе была эпоха «Весь мир насилья культуры мы разрушим!», которая, кажется, вернулась вновь. Смотри, например, «Самые дорогие картины в мире» (по итогам 2006 года, http://www.fresher.ru/2011/10/30/samye-dorogie-kartiny-v-mire/) или «10 странных картин, проданных за миллионы» http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-strannyh-kartin-prodannyh-za-milliony-503305/)...
Хотя, здесь не об этом, и я, как и Путин, не собираюсь разбирать этот и другие «квадраты» («круги», «кресты» и «трапеции» - этого добра тоже предостаточно у Малевича) на «квадратики», желающие могут найти достаточно «исследований» по данной тематике (см., например, http://malevich-art.ru/kazimir-malevich-chernyj-kvadrat/ или http://lurkmore.to/Чёрный_квадрат_Малевича) и др.

Продолжая же с Третьяковкой и с новым директором (Зельфирой Исмаиловной Трегуловой), то, как мне кажется, галерею ждут нелегкие времена (в смысле, пустили козла в огород или слона в посудную лавку), и, которая, вскорости накроется, то ли «черным квадратом», то ли «медным тазом». Кстати, картины о последнем «тоже имеются», например, «Дума о балалайке и медном тазике» Андрея Возженикова за полторы тысячи рублей и др. (http://artnow.ru/ru/keyword/0/110207/0.html). Или - «Натюрморт с медным тазом» Антона Катышева за 105 тыс рублей (http://artnow.ru/ru/gallery/3/4231/picture/0/375513.html).
Каково конкретное будущее Третьяковки, сказать трудно (ну, кто, например, мог предсказать будущее Союза? - а мы о какой-то Третьяковке). Может Третьяковка будет преобразована в пивнушку с картинами на сцене - ведь основной причиной скоропалительного увольнения старого директора (Ирины Лебедевой, с которой недавно был подписан пятилетний контракт?!), по словам министра культуры Мединского, стало отсутствие в галере кафешек и вай-фаев:
Как сообщается на «Собеседнике» (http://sobesednik.ru/rassledovanie/20150217-v-biografii-novoy-glavy-tretyakovki-nashli-strannost):
«…новым директором Третьяковки стала протеже министра культуры Зельфира Трегулова. Прежний директор галереи - Ирина Лебедева, известный специалист по русскому авангарду - очистила Третьяковку от непрофессионалов, начала строительство ее нового корпуса, обновила экспозицию на Крымском Валу...
Но все равно ее скоропостижно уволили за недостаточно оперативное «создание комфортной среды для посетителей». В частности, за отсутствие беспроводного интернета. Хотя галерея - музей федерального подчинения и за обеспечение его сетью Wi-Fi должен по идее отвечать Минкульт».
При этом «Собеседник» не исключает среди основных причин - меркантильный интерес министра:
«Как выяснил «Собеседник», именно Трегулова в 2013 году, возглавив музейно-выставочный комплекс РОСИЗО, отдала контракт на обустройство одной из выставок фирме, совладелицей которой в тот момент была супруга министра культуры Владимира Мединского».
Может Ирина Лебедева не тех «строителей» привлекла?..
Что же касается «медного таза»/«черного квадрата», то, как говорил известный в СССР «перестроитель» демократии, «процесс пошел»:
«В среду, 25 февраля, скромный утенок на Крымском валу (?! - прим.) облекся в мультимедийные фасады, круглосуточно транслирующие 22 полотна из постоянной экспозиции. Главный экспонат - конечно же, «Черный квадрат» Малевича», - восторженно заливается «Вечерняя Москва» (ВМ) (http://vm.ru/news/2015/02/25/na-kazhdij-fasad-najdetsya-kvadrat-tretyakovku-vivernuli-naiznanku-279556.html).
А мне вот кажется, что это «Вечерняя Москва» - «скромный утенок», а точнее - «гадкий». Третьяковская же галерея на Крымском Валу… обладает огромными выставочными площадями (более 12 тысяч кв. метров), с интересными экспозиционными возможностями в сочетании с несколькими протяженными анфиладами, большими залами, предусматривающими возможности разнообразных пространственных трансформаций, единым сквозным решением вестибюля и лестничных маршей и огромными окнами, открывающими эффектные панорамы на Кремль, Москву-реку и парк» (http://www.tretyakovgallery.ru/ru/museum/branch/gtg_krimskiy_val/).
Напомнила ВМ и о «тенденции сближения музея с парком аттракционов», которая «в мире проиходит давно». И «поговорила с Зельфирой Исмаиловной, которая успокоила страждущих:
«Большая часть работ, демонстрирующихся на фасадах - это авангард. Не надо бояться того, что авангард стал нашим брендом. После Олимпиады в Сочи это звание закреплено и заслуженно».
Что это за «звание»-то? «Бренд», что ль? Ну, не бред ли?
И что там такого произошло на Олимпиаде? Освященное Путиным супреМАТшоу? Стране более показать было нечего? А, впрочем, сегодня это для страны, возможно, как-раз и актуально - вместо реальной истории сплошной «черный квадрат».
Над которым каждый галлюцинирует по-своему. Например, в галлюцинации интерпретации Путина, которой он поделился на уже упоминавшейся выше встрече (https://www.youtube.com/watch?v=GO6311-yZ40), годом прежде Олимпиады:
«Что касается «Черного квадрата», то он, как известно, был посвящен Ленину Владимиру Ильичу. Малевичем…».
Откуда ему это «известно», одному Богу, наверное, известно. То ли сам дошел, то ли «академик» Пивоваров подсказал - более некому. Потому как, например, все исторические познания Путина странным образом совпадают с аналогичными пивоваровскими.
Что же касается фасадов и музеев с аттракционами, то здесь почему-то вспомнился наш «главный специалист» по мозгу - доктор биологических наук Савельев, а, вернее, его утверждение, что «обезьяны не могут творить - они могут только подражать». Хотя, и это надо сказать откровенно, «черный квадрат» наиболее энергоэффективен для «демонстрации на фасадах» - ведь энергия для этого практически не требуется - он же «черный»!
В общем, не «Черный квадрат», а сплошная лениниана…

На сем можно было бы и заканчивать. Но хочется, по примеру Зельфиры Исмаиловны, тоже «поаналогизировать». Теорию относительности трогать не будем, а обратимся, например, в Центральный банк России. Ну что за страсть такая в стране? Председателем Центрального банка Российской Федерации назначить (в 2013 году) Эльвиру Сахипзадовну Набиллину. При том, что эта дама, к тому же, и в банковском деле - ни в зуб ногой, проработав лишь около года (в 1998-1999 гг.) заместителем председателя правления «Промторгбанка». Скорее всего - номинально (пересидела перерыв в госслужбе). Результат - налицо. Или- на лице?
И - вот опять. Руководителем, можно сказать, «Центрального русского музея», - Третьяковка имет одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства, назначена Зельфира Исмаиловна Трегулова. Спрашивается: за что? Нам такая кара…
Хотя, кто его знает - может у Мединского отнюдь и не меркантильные, а самые что ни на есть «пацтриотические» устремления. И то:
«Трегулова Зельфира Исмаиловна…
В 1993-1994 гг. в течение полугода проходила стажировку в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке…
В 1993 году вместе с Иосифом Бакштейном делала выставку "Выбор Сталина" в Нью-Йорке.
В 2003-м вместе с Борисом Гройсом курировала выставку "Коммунизм. Фабрика мечты" во Франкфурте, где произведения самых махровых официальных художников отбирались по гамбургскому счету, а сам соцреализм трактовался прежде всего как изощренный механизм воздействия на человеческое сознание.
Выставка "Красноармейская студия" в фонде "Екатерина" (также с Иосифом Бакштейном).
Личная биография тесно связана со Средней Азией».
(http://www.rma.ru/personal/8942/, http://tass.ru/info/1758189).
Еще та гремучая смесь. Или - куда уж "изощреннее"?..

Микеланджело, Ленин Владимир Ильич, "Натюрморт с медным тазом", "Черный квадрат", «Страшный суд»", галлюцинации, Мединский, Третьяковкаи, Малевич, Трегулова Зельфира Исмаиловна, Путин, "Сикстинская мадонна", Эйештейн, Рафаэль, Государственная Третьяковская галерея, Эльвира Сахипзадовна Набиллина

Previous post Next post
Up