В одной из «маршруток» на Корковаду по телевизору крутили рекламный фильм, в котором говорилось, что леса занимают больше 6% территории Рио. Леса. Настоящие. C обезьянками, пальмами, туканами и прочей живностью. А ведь еще есть парки, но они, вроде как, не считаются, потому что специально создавались. Впрочем, как местные определяют является какая-либо «зеленая зона» лесом или парком, для меня до сих пор остается загадкой, а еще большей загадкой остается как при общем, совершенно огромном, количестве мусора в городе, и даже на пляжах, в парках, как правило, идеальная чистота и красота (и куча охраны). Собственно, «зеленые зоны» - практически единственные, где я открыто носила камеру, хотя полицейские мне настоятельно советовали носить ее в рюкзаке и доставать только для «сделаешь «клац», и быстро спрячь». И единственные, где Рио мне нравился безо всяких «но».
Первый парк, с которым мы познакомились, называется Фламенго. Он представляет собой спортивно-рекреационную зону вдоль берега и одноименного пляжа. Там есть велосипедные дорожки, лавочки, корты, спортивные площадки и практически все то, что я видела в Кашкаише (кроме чистых бесплатных общественных туалетов, но нельзя требовать от Рио невозможного), который упорно считаю эталоном «пляжной» инфраструктуры.
Фламенго исправил мое первое впечатление о Рио, которое было подпорчено фавелами, увиденными по дороге из аэропорта, сумбурным видом из нашего окна, и петухами, орущими в четыре утра в центре города. Не последнюю роль в этом магическом преображении сыграли пляж и выпитая там кайпиринья, но до пляжа мы тоже знатно погуляли: мой детский восторг от больших зеленых попугайчиков передать словами крайне сложно.
К тому же, в какой-то момент несколько дам, заметив, что я фотографирую пушечное дерево - гвианскую курупиту, у которой прекрасные, с нежнейшим ароматом цветы и совершенно омерзительным запахом плоды, которые могут покалечить, случайно упав на голову, - посоветовали подойти к соседнему дереву, где цветов было больше, и смотрелось оно красивее. Это был первый, но не последний случай, когда в Рио кто-то дал дельный совет по доброте душевной. Впрочем, об этом я расскажу чуть подробнее позже.
Королевский ботанический сад Рио де Жанейро был основан (или как это называется в случае с садами?) в 1808 году Жоау VI, на тот момент принцем-регентом (позже - королем Португалии) от имени своей матери, королевы Марии Первой.
Первые посаженные там образцы были привезены с Маврикия, чуть позднее губернатор Макао прислал в подарок саженцы Camellia sinensis, - чая, если по-простому, - а в 1814 для работы в саду, где как раз развивали «восточную» секцию, принц распорядился привезти 300 китайцев, которые по его мнению лучше знали, как обращаться с восточными растениями. На содержание сада выделялись огромные по тем временам деньги, и для его развития приглашались лучшие специалисты.
После объявления Бразилии независимой, ботанический сад открыли для публики. Директором стал профессор ботаники и представитель ордена Кармелитов, Фрей Леандро де Сакраменто, во многом благодаря коротому сад выглядит так, как сейчас. Кроме того, именно его стараниями растения были каталогизированы, и появилась возможность отслеживать, что и как растет на территории.
Занимает это прекрасное место 54 гектарa земли, и одних только пальм там 900 видов. При этом, искусственной посадки там меньше половины, 60% - это, как говорится, природа as is. Растения, которые я привыкла видеть в цветочных магазинах или вазонах на подоконниках, там растут под открытым небом, и первое время это очень непривычно. Цветение Виктории Регии мы не застали, зато порадовалась красивейшему сектору тропиков Амазонки и орхидеям.
Вход стоит 6 реалов (3 доллара), но это один из тех редких случаев в Рио, когда цена вполне оправдана. На территории есть wi-fi (не на всей, но возле хозяйственных построек есть), питьевые фонтанчики, лавочки и совершенно прекрасные «живые изгороди», арки и беседки: все продумано, и отлично скомпоновано.
Рядом с ботаническим садом расположен парк Лаже, бесплатный и тоже очень красивый. В старинном поместье «колониальных времен», - где некогда жил Энрике Лаже и его жена, Габриэла Безанцони, известная певица, - сейчас расположена Школа Визуальных Исскуств парка Лаже. Местное «студенческое кафе», впрочем, неоправданно дорогое: завтрак с картинки ниже обошелся в 54 реала на двоих. С другой стороны, где бы еще неспешный «перерыв на кофе» знатно разнообразили две огромные обезьяны, с уверенностью пьяных матросов продефилировавших по узкому карнизу?..
И еще несколько картинок из разных парков.