Как устроена парусная лодка

May 24, 2015 17:00

Устройство даже самой простейшей парусной лодки сложно понять среднему обитателю суши. Обилие морских терминов - здесь нет ни стен, ни потолка, ни зада, ни переда - может сбить с толку кого угодно. То есть, чтобы понять, как держится на воде и в принципе двигается яхта, нужно усвоить немалый словарный запас. Для многих это препятствие становится, к сожалению, последним.

Но стоит уделить вопросу совсем немного времени и внимания, как все становится предельно понятно. Специфическая терминология была и остается необходимой, поскольку используется практически всеми флотами планеты. Сегодня мы, на примере популярной линейки яхт Beneteau Oceanis, расскажем об основных составляющих парусной лодки и поясним самые необходимые и самые непонятные названия.



Корпус

Борта, палуба, транец, корма и нос - вот из чего состоит корпус обычной яхты. Левый и правый борта различают подводную и надводную часть. Их соединение, визуально больше изогнутое, называется скула. Транец соединяет борта сзади. Здесь обычно устанавливается трап. Вы наверняка знаете, что передняя часть судна - это нос, а задняя - корма. Не путайте с баком и кокпитом: бак - носовая часть палубы, кокпит - кормовая. Палуба, по сути, это практически любой настил, который закрывает помещение ниже.



Каюткомпания

Каюткомпания представляет собой своеобразную гостиную для всего экипажа. Здесь же предусмотрено место для штурмана и отдел под камбуз. Все пространство под палубой поделено на отсеки поперечными переборками. Здесь множество ниш, в которые удобно складывать необходимые предметы, стоят несколько рундуков, где хранится прочий матросский скарб и пассажирские вещи.



Камбуз

Любое судно оснащено собственной небольшой кухней - камбузом. На скромных, или небольших судах, эта кухня ограничена очень практичным набором: пара газовых конфорок и, может быть, небольшая раковина. Совсем иначе выглядит камбуз яхты более высокого ценового сегмента. Встроенная плита с духовкой, раковина, поверхность для готовки, отдельный стол для продуктов, шкафы для посуды и даже холодильник - таким оснащением может похвастать не каждая домашняя кухня.



Гальюн и душ

Современная яхта в обязательном порядке должна быть оборудована комфортным туалетом (гальюн) и душем. Первый на серьезных лодках оснащен электрической системой vacu flush и собственным сточным резервуаром, второй же представляет собой классическую душевую кабину. Встречаются, конечно же, суда, оборудованные полноценными ванными комнатами с джакузи, но относятся они, скорее, уже к классу суперяхт. Обычно дополнительный душ устанавливается и в кокпите. Используют его после купания в море.



Кокпит

В кокпите располагаются один либо два штурвала, панель управления двигателем, компас, чартплоттер, управление подруливающими устройствами и лебедки для управления парусами. Здесь же обычно размещается раскладывающийся столик. Из кокпита есть доступ к рундукам, в которых находится все нужное яхтсмену дополнительное оборудование, швартовочные концы и прочее.



Парусное вооружение

Парусное вооружение делится на паруса, рангоут и такелаж. Паруса, в свою очередь, бывают основными, штормовыми и дополнительными. В ординарном плавании используются основные. Рангоут - это все блоки и балки для управления парусами. Неподвижный рангоут включает в себя мачты, бушприт и стеньги, а подвижный - реи, гики и гафели. Управляются и крепятся все эти конструкции при помощи такелажа, стоячего или бегучего. Первый удерживает рангоут на должном месте, а с помощью второго матросы управляют парусами.



Паруса

На парусах стоит остановиться немного подробнее, ведь это - главный «привод» судна. Современные яхты используют паруса, изготовленые из надежных синтетических тканей. Косые паруса позволяют судну двигаться круто к ветру курсом бейдевинд. Дополнительные паруса используются на попутных курсах - это спинакер и генакер. Шьются они из очень легкой ткани и имеют площадь в несколько раз превышающую грот и стаксель вместе взятые. Это очень красивые паруса, обычно их делают яркими с различными изображениями. В большинстве случаев на рекламных картинках мы видим яхту, идущую именно под генакером.



Транец

Одно из последних модных веяний в яхтостроении - откидной транец. Вообще, транцевая доска предназначена для установки мотора, но на современной яхте она вполне справляется с ролью выносной купальной платформы. В случае серии Beneteau Oceanis, этот транец еще и оснащен специальным электроприводом. Чтобы превратить корму в удобную и комфортабельную палубу для отдыха у самой воды, достаточно всего лишь нажатия кнопки.

Понравилась запись? Расскажи друзьям!

Еще не в друзьях? Добавляйся!

черногория, парус, лодка, simple sail, чартер, яхта

Previous post Next post
Up