Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
(А.С. Пушкин)
В минувшие выходные побывали с Егором на фестивале песчаных скульптур, что ежегодно проводятся в Москве.
Есть у нас две сезонные традиции: зимой любоваться ледовыми фигурами на фестивале
"Вьюговей", а летом - разглядывать песочные...
На этот раз одной из тем IX международного фестиваля песчаной скульптуры стала гибель Помпеи, и так уж совпало, что в это же время в Историческом музее проходит выставка
«Помпеи. Тайны погребенного города» из собраний Национального археологического музея Неаполя.
Про Исторический музей чуть позже, а сейчас про хрупкий песок....
Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1828 г.
24 августа 79 г., около 2 часов пополудни над Везувием
"Облако поднималось из какой-то горы (смотревшие издали не могли разобрать, откуда; позднее узнали, что это был Везувий); ни одно дерево лучше пинии не передавало его формы. Оно поднималось кверху, словно высокий ствол, и расходилось ветвями, вероятно, потому, что напор воздуха, только что его выбросивший, слабел, и облако таяло, расходясь в ширину. Было оно местами белым, местами в грязных пятнах, словно подняло с собой землю и пепел." Плиний Младший. Из писем к Корнелию Тациту.
(Перевод М. Сергеенко) "Ужасающая черная туча, раздираемая огненными вихрями, изрыгает из зияющих недр своих целые потоки пламени, подобные громадным молниям... Воцарилась тьма. Слышался вой женщин, плач детей, крики мужчин; иные молились о смерти от страха смерти" (Журнал изящных искусств. 1823. Кн. I. С. 71-72.)
.... в неровном свете молний и пламени вулкана видна распростертая на мостовой, разбившаяся насмерть молодая женщина и рядом с ней живой ребенок. Обоих выбросило из сломавшейся колесницы, которую обезумевшие кони понесли в огонь вместе с запутавшимся в вожжах отцом ребенка...
Вот мужественный воин и юный брат его спешат укрыть от неизбежной гибели престарелого отца своего... Они несут расслабленного старика, который силится отодвинуть, отстранить от себя ужасный призрак смерти, старается рукой заслониться от низвергающегося на него пепла. Ослепительный блеск молнии, отражаясь на его челе, приводит тело старика в содрогание...
Вот стоят на коленях мать с двумя дочерьми, в тесной объятии ждущие смерти. (Скелеты трех женщин в таком положении были найдены при раскопках). Мимо этой группы бежит христианский священник с зажженным факелом в руке. ..
".... тщетно ищет укрытия юноша-муж, поддерживающий падающую в изнеможении жену, венчанную брачным венком, в глубине, вздыбившийся конь сбрасывает с себя всадника..."
"... бегут молодые родители, заслоняя собой малолетних детей. ... бежит, трусливо оглядываясь, языческий жрец в белом одеянии, в руке его предметы жертвоприношений..."
"Ищут спасения несчастные горожане, гонимые пожаром, непрерывными извержениями лавы и падающим пеплом. Это целая трагедия людского ужаса и людских страданий. Город гибнет в море огня, статуи, здания - все низвергается вниз и летит на обезумевшую толпу..."
Две тысячи жителей (которых всего было около 30 000) погибли на улицах города во время панического бегства...
Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Когда же двери его мастерской на улице Святого Клавдия широко распахнулись для публики и когда потом картина была выставлена в Милане, итальянцы пришли в неописуемый восторг. Имя Карла Брюллова сразу стало известным на всем италийском полуострове - с одного его конца до другого. При встречах на улицах, всякий снимал перед ним шляпу; при его появлении в театрах все вставали; у дверей дома, где он жил, или ресторации, где он обедал, всегда собиралось много народу, чтобы приветствовать его.
Итальянские газеты и журналы прославляли Карла Брюллова как гения, равного величайшим живописцам всех времен, поэты воспевали его в стихах, о его новой картине писались целые трактаты. Английский писатель В. Скотт называл се эпопеей живописи, а Каммучини (стыдясь своих прежних высказываний) обнимал К. Брюллова и называл его колоссом. С самой эпохи Возрождения ни один художник не был в Италии объектом такого всеобщего поклонения, как Карл Брюллов.
Испльзованы фрагменты работ
Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII - начала XX века. - М.: Искусство, 1973. С. 30-32.
"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г