Две недели уже смотрю (и не могу оторваться) на акварели 10-летнего мальчика, этим летом он успешно выдержал экзамены в Московский художественный лицей при Российской Академии художеств. Тот, кто знает какой там конкурс, и сколько человек в год вообще берут туда учиться, оценит.
И хотя прошлый пост о том как научить ребенка рисовать совершенно не вызвал интереса, не могу не выложить рассказ его мамы - художницы Натальи Паулс о том как именно НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ ПО НАСТОЯЩЕМУ. Понятно, что это нужно единицам, но кому-то ведь как раз очень нужно.
А остальным, наверное, будет интересно посмотреть на эти волшебные рисунки действительно талантливого ребенка, мечтающего стать художником (и прилагающего такие недетские усилия под присмотром строгой мамы) и порадоваться за него.
Дети непостижимы, их развитие идет неисповедимыми путями. Их мир с огромной скоростью расширяется. Мы находимся с ними в одном пространстве, но в разных плоскостях. Поэтому беседовать с ними и учить их надо очень бережно.
Художник рождается в ребенке от художественного осознания мира кем-то из окружающих взрослых. Мой старший сын рисует «от рождения», он занимает себя рисунком, как ребенок - игрой, помногу часов. Приходится даже воевать с ним, чтобы занялся чем-то другим. Мольберт, краски, холсты, картины - все рядом. «Мне надо работать», - это он слышит. Меня за мольбертом - это он видит. Пример налицо - сидим-то мы всегда рядом.
Постоянный «дозор» - основа моего воспитания. Строгая, чисто «графическая» дисциплина, последовательность, художественный опыт - все прививается ребенку. Надо запастись терпением и оттачивать каждую грань его способностей.
Надо учить его смотреть и видеть, мыслить рисунком и формой так же естественно, как разговаривать.
Маленькие дети - всегда творцы, у них все - творение и все - творчество. И нежный возраст. Чистота восприятия, легкость руки, что-то неуловимое «не от мира сего» - дают поразительные результаты. Но этот период очень короток, пока ребенок мал. Только исполняется 5 - 7 лет и начинает проявляться беспомощность. Вы слышали, как говорят дети в начальной школе: «Я не умею рисовать»? Они говорят правду.
К сожалению, на сегодняшний день во многих студиях дети рисуют «кистью в холст, как пальцем в небо», типа «как видят». А видят из листа в лист и из года в год одно и тоже. Дайте простое задание - петушок акварелью - детям 3, 5 и 7 лет. Сравните возраст и технику. И выставки, как правило, очень ярко показывают одинаковый уровень - в работах детей нет их возраста, а он должен быть ярко выражен.
Ребенку, который помышляет стать художником, конечно, заниматься надо не «творческой» самодеятельностью, а учебой. Рисованию надо учиться так же систематически и по программе, как, например, музыке. Я всегда привожу один и тот же пример: написание картины равноценно написанию музыкального произведения и исполнению его на определенном инструменте. Попробуйте взять скрипку и, нигде не учась, исполнить, допустим, сонату Моцарта.
Без школы мастерства не может быть просто мастерового, не говоря уже о мастере. Сейчас с 2 - 3-х занятий дети, находясь во власти амбиций своих родителей, хотят написать «шедевр» и получить известность. Это все равно, что через 3 занятия - сыграть концерт Чайковского.
Поэтому, выбирая для ребенка 5 - 7 лет преподавателя, художественную школу или студию, познакомьтесь с программой по рисунку, живописи, композиции. Учитель должен преподавать только по академической системе. Занятия - только индивидуальные. А начальные навыки художественного образования такие же, как и в музыкальной школе: 2 - 3 раза в неделю плюс задания на дом. Результат появится через первые полгода.
В ходе обучения ребенок должен получать конкретные композиционные задания. Очень важно, чтобы в программе было копирование: разные технические приемы, прямое соприкосновение с подлинником, высокий уровень мастерства - вот что дают эти занятия. Кроме того, наброски каждый день - это как гаммы и этюды. А также лепка, монотипии на стекле, линогравюры и т. п.
В плане материалов - однозначно акварель. Техника акварели самая отзывчивая и нежная, она действительно научит рисовать. Глубокое изучение ее технических особенностей, конечно, займет не один год. Зато она даст столько радости ребенку, что он всегда ее предпочтет другим краскам. Методы «а ля прима», лессировки, сочетания одного с другим развивают умение видеть живописно. Гуашь - совсем иное. Если ребенок начинает с этой техники, то акварелью он может и не научиться писать. А вот после акварели гуашь идет легко.
Академическая последовательность такова: акварель - гуашь - темпера - масло. Самые ранние рисунки, сделанные акварелью, светятся, как рождественские подарки. Дети рисуют свои фантазии, свежие, непосредственные потому что акварель никогда не бывает одинаковой. Она неповторима.