Лень - двигатель прогресса. Это всем известно. Сначала человек таскал свои пожитки на себе, потом обленился и запряг под это дело лошадь. Это вышло так удачно, что очень скоро лошадь стала самым главным транспортом на всей планете. Правда кое-где с лошадьми оказалось туго, но человек, потворствуя своей лени, быстро нашел выход и в этой ситуации - он запряг оленя. Этими изобретателями стали народы Севера и, в частности, коренные жители Лапландии - саамы. Удивительно, но даже сегодня, в век стальных четырехколесных коней северный олень по-прежнему актуальный вид транспорта. А раз это вид транспорта, то у него есть и водитель - водитель оленя. Но как им стать и как получить такие права?
2. Для начала немного истории. Для
древних саамов олень был гораздо больше, чем просто домашнее животное. Он был для него всем. От оленя получали мясо, шкуры, из которых шили обувь и одежду, из оленьих жил делали прочные нити для шитья. Кости и рога служили для изготовления орудий труда и утвари. И, поскольку в хозяйстве саама это были самые крупные домашние животные, то разумеется олени были еще и транспортным средством. Конечно, последние несколько десятков лет оленя все чаще заменяет снегоход, но тем не менее упрямый мохнорог уступать свои позиции не собирается. Кроме того, есть персонажи которые активно поддерживают старый уклад. Так, например, Йоулупукки - финский Дед Мороз, категорически не приемлет новомодные штучки и традиционно разъезжает исключительно на оленях. Кроме того, древние саамы верили, что солнце - это мужчина, живущий на небе с женой и матерью, который каждый день объезжает весь мир на олене. Работа у него такая. А там наверху что-то меняют вообще очень редко если не никогда. Поэтому в Лапландии по сей день запряженные оленем сани вообще никого не удивляют.
Однако вернемся к транспортной специфике оленевода. Чтобы управлять современным оленем нужно специальное водительское удостоверение или лицензия, как хотите, которое можно получить только пройдя специальный курс оленевождения в специальной школе. Такие курсы в Лапландии как правило организованы при действующих оленьих фермах, занимающихся разведением оленей. Одна из таких школ находится в семи километрах от
горнолыжного курорта Леви и называется
Ounaskievari. Эта ферма вот уже 20 лет занимается оленеводством.
3. По местным меркам это относительно небольшая ферма. Здесь проживает всего порядка 80 оленей. Застать их всех всборе можно только зимой. Как и сотни лет назад саамы практикуют свободный выпас оленей в теплое время года. Действительно, летом тут где угодно можно свободно гуляющих оленей, в одиночку или группами переходящими с одной полянки на другую. На первый взгляд может показаться, что они дикие, но это не так. Все они чьи-то и об этом говорят небольшие едва заметные бирки на ушах.
4. Зимой в Лапландии царит полярная ночь. Световой день крайне короткий, поэтому про начинающиеся в 10 утра занятия смело можно сказать, что они начинаются ни свет ни заря, поскольку на улице еще темно и только где-то на горизонте едва заметно небольшое свечение. Обучение производится группами. В учебном процессе задействовано порядка десяти оленей, запряженных в сани, в которых могут разместиться два ученика. Таким образом, одновременно могут проходить обучение примерно 20 человек. Национальность, страна происхождения ученика и его гражданство при этом не имеют никакого значения.
5. Обучение проходит в два этапа: теория и вождение, - все как в полноценной автошколе. Преподаватель, а в нашем случае, по совместительству хозяйка фермы, рассказывает и показывает как правильно сидеть в санях, какие правила движения, какие приемы управления оленем. Теоретический курс на тему "Основы и принципы безопасного вождения оленя" длится около трети академического часа и проходит в условиях, максимально приближенных к естественным, т.е. на морозе на улице.
6. Инструкторы-олени в это время ничего не рассказывают, а лишь внимательно разглядывают учеников. Так сказать, оценивают с кем им на этот раз придется работать.
7. После того как необходимый багаж теоретических знаний получен, группа переходит к практическому занятию, для чего всех приглашают занять свои места, т.е. сани, предварительно разбившись на экипажи по два человека. Вид из кабины довольно необычен. Кстати, управление может быть как праворукое, так и леворукое. Принцип управления оленем довольно прост. Из органов управления предлагается только веревка, которую нужно обмотать петлей вокруг ладони и крепко зажать. Эта веревка является одновременно рулем, газом и тормозом. Работает этот сложный, но технически совершенный отточенный веками механизм следующим образом. Для поворота направо следует перекинуть веревку на правый бок оленя и потянуть на себя, для поворота налево - на левый бок и так же потянуть. Для остановки оленя берем веревку и резко с некоторым усилием тянем на себя. Принцип работы газа таков: берем веревку и начинаем делать размашистые движения рукой, так чтобы веревка начала лупить оленя по боку. Такая конструкция не позволяет причинить оленю боль и зачастую он может не отреагировать. Для усиления воздействия на оленя следует громко прикрикнуть на него чем-то типа "Хей! Хей!" и одновременно продолжать лупить веревкой. Дождаться эффекта. Если крики "Хей! Хей!" не работают можно попробовать другие команды. Например, довольно эффективна команда "Но, б#я!". Очень важно при этом не прекращать лупить оленя.
8. К сожалению, специфика оленевождения заключается в том, что животное часто не хочет выполнять команды неопытного водителя. Поэтому следует улучшать свои навыки постоянными тренировками. На ферме есть несколько вариантов маршрутов, самый длинный из которых имеет протяженность порядка 10 километров с одной остановкой в лесной лапландской хижине Кота.
9. Здесь замерзшим, измученным и голодным ученикам заботливые преподаватели предложат согреться и подкрепиться горячим соком в традиционной деревянной лапландской чашке - кукса, с аппетитным крендельком. Кстати, кренделек действительно невероятно вкусный, а традиционный горячий сок так и вовсе божественный, а может это просто с 25-градусного мороза так показалось.
10. Для особо прожорливых учеников здесь предусмотрена возможность самому пожарить себе сосиску на очаге, а затем ее хрустящую и черненькую умять за обе щеки, ибо даже она чудесным образом в таких условиях кажется нереально вкусной. За таким приятным занятием самое время поговорить и послушать рассказы об оленях и о ферме, что называется, из первых рук.
Ферма живет за счет разведения оленей, а не на доходы, получаемые от туризма, как моглобы показаться на первый взгляд. Туризм приносит всего процентов 20-25 от общего оброта хозяйства. Все остальное ферма получает от продажи оленьего мяса, шкур и рогов.
11. Далеко не все олени принимают участие в учебных и прогулочных поездках. Северные олени не слишком умные животные. Не смотря на довольно большой размер головы сам мозг у них довольно маленький, но зато максимально защищен от холода. Вследствие этого из общей массы лишь около 30% оленей способны к обучению. Но даже способных оленей обучить далеко не просто. Таких оленей отбирают еще в раннем детстве, опираясь на их умственные способности и моральные качества. Чтобы научить оленя тянуть за собой сани и реагировать на команды уходит порядка двух лет. По этой причине обученные олени считаются оленьей элитой и очень ценятся. Для сравнения обычный необразованный олень стоит порядка 600-700 евро, но олень с подготовкой и соответствующими профессиональными навыками оценивается уже в минимум в 2500 евро, а то и 3000 и даже 4000 евро. Это видимо зависит от внешних параметров, таких как внешний вид и общее состояние здоровья, а так же от всяких фокусов, которым обучен рогатый затейник.
12.
13.
14. В целом уход за северными оленями довольно прост и Саамы не слишком заморачиваются созданием для них каких-то специальных условий, как например, это требуется для коров. Летом олени вообще предоставлены сами себе и живут в полной гармонии с природой, т.е. сами решают проблему с едой. Зимой эти универсальные солдаты, могут спать в любой мороз прямо на снегу без какого-либо риска отморозить себе хоть что-нибудь. Все это что-нибудь полностью защищено густым мехом, включая даже носы, которые у всех близких и далеких собратьев северного оленя обычные кожаные. Добывать пропитание в этот период уже сложнее и чтобы олень не терял в весе их собирают на ферме. Интересно, что северные олени не похожи друг на друга как две капли воды. У них по разному расположены подпалины на шерсти, они различаются по окрасу, форме морды и особенно формой рогов. Этот акссесуар вообще уникален у каждого оленя. Они различаются и количеством ответвлений, и их направлением, и даже формой.
15. Например, у одного леня могут быть рога круглые в сечении как ветви деревьев, а другого могут быть плоские лопатовидные, как у лося, только менее массивные конечно. Но при этом у всех оленей почти одинаковые огромные глаза, полные вечного удивления.
16.
17. А еще северные олени обладают одним забавным свойством. В них природой заложен прибор измерения расстояния и времени. Говорят еще "олень поссал". Олени по природе своей очень пунктуальны, поэтому хотят по маленькому ровно раз в час. Благодаря этой особенности оленеводам удобно засекать рассояние во время долгих перегонов. Запряженный не сильно нагруженными санями олень равномерно бежит со скоростью 10 км/ч. В отличие от ездовых собак, олени не могут справлять нужду на ходу и вынуждены для этого дела останавливаться, делать обильную метку и потом снова бежать дальше. В свою очередь водитель оленя вынужден каждый раз останавливаться с оленем и наблюдать из кабины как он это делает. Бесконечно долго без перерыва олень бежать не может. Каждые два часа ему нужно давать передышку на пять минут перевести дух. После пары таких остановок делают перерыв подольше, во время которого олень должен подкрепиться и пополнить запас влаги. Как говорят бывалые оленеводы, при правильном режиме бега и отдыха добрый северный олень способен пробежать 160 км за сутки.
18. В целом же северные олени крайне привлекательные животные. Они не такие крупные как лошади, не такие грациозные как их лесные собратья, благородные олени, но очень симпатичные и забавные. Даже домашние олени очень пугливы - все таки сказывается их полудикий образ жизни. Подойти к гуляющим в загоне оленям не такое простое дело.
19.
20. Стоит лишь подойти ближе, чем дозволено и еще секунду назад смирно лежащее стадо, мгновенно срывается с места и убегает врассыпную, крайне забавно задирая ноги, проваливающиеся в снегу. Глубойкий слой снега вынуждает оленей смешно прыгать из-за чего во время такого бега они скорее смахивают на оргомных зайцев, нежели на каких-то грациозных животных. По этой причине, порой так и хочется как бы невзначай погонять их, припомнив давно забытое чувство, которое ты испытывал в детстве, гоняя голубей.
21.
22.
23.
24.
25. А пока дикие необразованные братья испуганно носятся по территории фермы культурные олени смотрят на них с откровенным недоумением, стоя в сторонке на специальном оленьем паркинге в ожидании следующей группы учеников. Спрос на оленьи права здесь в Лапландии очень большой. Удивительное дело, но даже здесь за 160 километров на север от полярного круга в далекой Лапландии полным полно китайских и корейских туристов. Каждый из них готов проехать тысячи километров ради заветной корочки.
Смотрите также:
Лапландия. Горнолыжный курорт Леви. Лапландия. Горнолыжный курорт Юлляс. Лапландия. Самый высокий ресторан в Финляндии. Лапландия. Край вечной ночи и невероятных красок. Лапландия. Куда идет Лапландский экспресс? Лапландия. Королевство хрустальных снов. Снежная деревня. Лапландия. Где на самом деле живет финский Дед Мороз? Лапландия. Морозное сафари на собачьих упряжках. Лапландия. Замерзшие, но не сломленные. Понравилась запись? Расскажи друзьям!
Еще не в друзьях?
Добавляйся!
Я на других ресурсах: