Пришло время продолжить повествование о самом эпическом приключении этого лета, которое, увы, заканчивается. Отчасти по этой причине так приятно вспомнить как оно начиналось и вернуться к событиям, произошедшим в июне. Итак, Каргополь. В этом древнерусском городе мы по неволе прошли экзамен на выживание среди миллиардного полчища мошкары и это, пожалуй, самый яркий момент, который запомнится на всю жизнь и будет прочно ассоциироваться при каждом упоминании города Каргополь. Но мы выжили в ту ночь и теперь, бросив прощальный взгляд на город, двинулись дальше.
2. За ближайшие два дня нам нужно было добраться до берегов Белого моря, в водах которого скрывается загадочный Соловецкий архипелаг - самая северная и ключевая точка нашего маршрута.
3. Покинув город, мы немного задержались на его окраине. Во-первых, захотелось сделать дежурный кадр с нашей Тыковкой - Ford EcoSport, а во-вторых мы еще хорошо помнили, ту развеселую дорожку, соединяющую побережье Онежского озера и Каргополь. Воспоминания о ней с болью отзывались в позвоночнике, но делать нечего - это единственная дорога в этом направлении, так что выбирать нам не приходилось. Оставалось только посильнее стиснуть зубы и терпеть. Похоже из всех нас только Тыковке было все равно куда ехать лишь бы не стоять на месте. Ford был бодр и весел и спешил начать долгий путь сначала до Онеги, а затем вдоль побережья на север.
4. Весь путь мы совершили практически на одном дыхании, сделав фактически одну остановку в Пудоже на дозаправку и чтобы подкрепиться самим все в том же кафе уют, где в прошлый раз у меня пытались
стрельнуть 40 рублей. Кстати, тот персонаж также был на месте, но уже к нам не подходил. Выжидал наверное новую жертву.
Сытые и заправленные под завязку, мы взяли курс на Север и вскоре были в местечке с названием Челмужи, где нас уже ждал хозяин гостевого дома. Здесь наша команда немного разделилась. Часть разместилась в большом доме со всеми удобствами, а вторая часть, видимо те, что вели себя плохо, - в маленьком домике с нужником на улице. Как вы наверное догадались плохо вел себя экипаж Тыковки, поэтому нас всех сослали в этот маленький домик. В нагрузку нам выписали Сашу
a_beskotti, который тоже чем-то провинился.
Событием вечера стали потрясающие копченые карпы, которыми нас угостил хозяин дома и умопомрачительный плов в исполнении Паши
upsya. Паша вообще выступил очень высоко в эту поездку, проявив невероятные навыки кулинара. Мне на полном серьезе кажется, что он не тем делом занимается. А завершением дня стал шикарный закат, встречать который мы помчали на берег Онежского озера. Этот закат бесспорно стал вторым и последним ярким зактом за всю поездку и на счастье мы не потратили время зря.
5. Утро началось рано. Грядущий день обещал быть насыщенным по программе. Дневной пробег в соответствии с планом должен был составлять 360 км, так что если мы хотели попути иметь возможность останавливаться и снимать, то надо было поторапливаться. Как самый медленный экипаж мы встали раньше всех и пока вся остальная банда смотрела десятый сон, мы тихонько собрались и бесшумно растворились в утренних сумерках. Хотя на самом деле никаких сумерек вобщем уже и не было. Рассвет незаметно случился еще в два часа ночи, а сейчас на часах было пять утра, но шел дождь и зрительно казалось, что солнце еще не встало. Мы немного покружили по Челмужам, надеясь найти старинную деревянную церковь, которую заприметили на закате, но с просонья я немного заплутал и выехал к мосту, перебраться через который на машине не представлялось возможным. Поэтому единственной достопримечательностью Челмужей, которую нам удалось увидеть и запечатлеть в то промозглое утро стал именно этот полуразрушенный мост.
6. Встреча с остальными членами экспедиции по договоренности с организаторами должна была состояться в 11.00 ч в Медвежьегорске. У нас пока была более чем внушительная фора. В районе населенных пунктов Мегафон стабильно радовал увернным 3G, так что радость интернета всегда у нас присутствовала. Набрав в Яндексе слово "церковь", мы решили заезжать на осмотр всех найденных по пути храмов и часовен, надеясь обнаружить что-то интересное, коль уж нам так досадно не повезло в Челмужах. Именно по этой причине мы заехали в совершенно неожиданное место - мемориальное кладбище "Сандармох". На картах значилась лишь часовня и мы никак не ожидали увидеть здесь такое тягучее, пропитанное молчаливой скорбью место. Сандармох - это самое большое на Северо-Западе России захоронение жертв Сталинских репрессий. По историческим данным, найденным в 1995 году на этом месте было расстрелян 1111 заключенный "первого соловецкого этапа", состоявшего в основном из деятелей культуры, священослужителей, государственных деятелей и прочих представителей интеллигенции. Об этом гласит надпись на мемориале, встречающем на входе. А чуть дальше находится та самая часовня, которую мы искали. Вот так эхо соловецких лагерей донеслось до нас раньше, чем мы добрались до самого Соловецкого архипелага.
7. До Медвежьегорска мы добрались в начале девятого утра. Над городом стоял густой туман. В желудке призывно урчало, но все общепитовские заведения, что нам попались были еще закрыты. Мы приняли решение покружить немного по окрестностям. В Медвежьегорске мне уже доводилось несколько раз бывать. Ване
dementievskiy тоже, поэтому сам город нам был не интересен. Мы решили выехать за его пределы, туда где начинаются высокие гранитные сопки. Дождь не прекращался, менялась лишь его сила. Он то лил. то превращался в мелкую водяную пыль. За час в таких условиях мы изрядно вымокли, а некоторые порядком испачкались. В конечном итоге, погода и голод сделали свое дело.
8. Махнув на унылые пейзажи рукой, мы вернулись в город и отыскали работающее кафе, где в ожидании коллег, предались трапезе. В качестве второго завтрака яишенка была весьма и весьма к месту, а горячий кофе с плюшками вообще наполнил наши промокшие тела теплом и радостью. Все таки как мало иногда надо человеку для счастья.
Подтянувшихся коллег мы встретили на главной площади города. Здесь у нас состоялась встреча с директором Медвежьегорского районного музея Колтыриным Сергеем Ивановичем, после которой наша команда должна была разделиться. Одна часть экспедиционеров отправилась с краеведом на изучение Медвежъегорского укрепрайона, и затем Беломорских Петроглифов, а другая, в том числе и мы, отправилась в город Надвоцы, чтобы посетить завод по производству алюминия компании "Русал". Но прежде чем, разъехаться, мы колонной наведались на железнодорожный вокзал Медвежьегорска - место безусловно интересное и с исторической точки зрения, и с фотографической.
Здание вокзала было построено еще в 1916 году. Оно несколько разреконструировалось, но сохранило свой первоначальный вид и сегодня является фактически главной достопримечательностью города. Примечательно, что вокзал построили еще до приобретения Медвежьегорском статуса города. До этого здесь была деревня с названием Медвежья гора. Именно так и называется ЖД станция, о чем гласит табличка на фасаде вокзала.
9. Здесь же на станции организован железнодорожный музей, главным экспонатом которого является восстановленный паровоз начала 20 века. Первоначально отживший свой век паровоз хотели утилизировать, но силами умельцев он был воссоздан и доставлен сюда, на место своей стоянки.
10. Кроме того, что Медвежья гора это ключевая железнодорожная станция, она является также еще и крупным сортировочным узлом.
11. А за углом внезапно была замечена манящая табличка. Эх, так сразу пивка захотелось, но нам предстояла еще долгая дорога, и мы, сглотнув слюну, двинулись в путь.
12. Дорога от Медвежьегорска до Сегежа пролегает по трассе Кола - современному шоссе с отличным асфальтовым покрытием. Эта трасса относительно недавно была капитально реконструирована и теперь ехать из Санкт-Петербурга в сторону Мурманска - сплошное удовольствие. Дорога весьма живописна. Однако не стоит забывать, что у этой медали есть обратная сторона. Хорошее шоссе подначивает большое число водителей превышать скорость, порой очень сильно, что регулярно приводит к страшным авариям на этом направлении. Свидетелями
одной из таких трагедий мы стали в прошлом году.
13. Даже в таком суровом крае как Карелия тоже есть место маленьким человеческим радостям. На подъезде к Сегеже на мосту через озеро внезапно обнаружился романтический пятачок в виде свадебных замков. Не самое любимое мной веяние, поскольку портит внешний вид большинства решеток и оград, но здесь во мрачных карельских декорациях это смотрелось весьма привлекательно.
14. В Надвоицах мы были к обеду. Здесь нас встретила очаровательная девушка Наталья Дмитриева - представитель компании "Русал" и проводила нас в музей завода. Здесь она рассказала нам познавательную историю завода. Надвоицкий алюминиевый завод был введен в эксплуатацию в 1954 году и долгие годы был крупнейшим металлургическим предприятием региона. Является градообразующим предприятием и предоставляет рабочие места почти 600 работникам. Основной продукцией завода является первичный алюминий в чушках, силумин и алюминиевая пудра. Качество выпускаемого алюминия позволяет активно поставлять продукцию завода потребителям на международном рынке. Но не продукцией единой славится этот завод. Среди работников во все времена было много выдающихся спортсменов, заслуживающих призовые места в разных видах спорта. Так, например, у завода есть своя хоккейная команда тоже весьма успешно выступающая в состязаниях местного уровня. Ведя рассказ, девушка очевидно нервничала и была немного смущена. Ну еще бы, живешь себе спокойно в маленьком городке, а тут наваливает толпа интересных мужчин из Питера и Москвы.
15. Здесь же в музее хранятся сводные книги почета за все время существования завода, почетные знаки и почетные грамоты.
16.
17.
18.
19. После экскурсии по музею мы справделиво ожидали гораздо более интересной прогулки по самому заводу, но увы напрасно. Прогулка на самом деле была - нас запустили внутрь, но лишь только для того, чтобы мы пообедали в заводской столовой. Заводской двор, его трубы и столовка - это все что нам довелось увидеть здесь, но на прощание нам пообещали в следующий раз удовлетворить наше любопытство.
20.
21. Ну что же, красивое обещание все же лучше, чем ничего. Но мы изрядно проголодались и в принципе были немного рады такому повороту событий. Возможность узнать заводскую кухню в буквальном смысле тоже интересный опыт. Меню было не слишком обширным, а блюда не слишком презентабельны, но на вкус оказались очень даже ничего. И супчик, и куриный шницель, и рис были прикончены очень быстро.
22. На посещении завода наша познавательная программа не закончилась. Отнюдь, она только начиналась! Мы встретились с Любовью Поморцевой, которая поведала нам об истории этого края и, в частности, о Воицком медном руднике, разрабатываемом в период с 1742 по 1794 год, ставшим первым рудником в России, добывающим золото.
Казалось бы какая связь между медным рудником и золотом? Дело в том, что Воицкая гора, давшая название руднику содержала особую кварцевую жилу в составе которой присутстовали колчедан, охра, тальк, самородная медь и золото. Несколько лет добыча металлов на руднике шла довольно успешно пока в 1756 году не стало очевидно,что жила рудника уходит под реку Выг. Добыча с каждым новым метром становилась все сложнее и дороже и конечном итоге в 1770 году было принято решение оставить рудник из-за его убыточности. За этот период Воицкий рудник дал 1 пуд 21 фунт 71 золотник, а меди - 4233 пуда. Работы на руднике возобновили в 1772 году. Для этого пришлось три месяца непрерывно откачивать воду ручными насосами. За 1773 год на руднике удалось добыть 4 кг золота, что послужило поводом для выделения средств из государственной казны на модернизацию системы водоотлива. Это позволило еще несколько лет прололжать добычу. В этот период были добыты самые крупные золотые самородки весом от 400 до 1356 грамм. Они кстати хранятся в Эрмитаже. Затем объемы добычи сильно упали и в 1794 году рудник был снова закрыт. На этот раз окончательно.
Всего за весь период разработки на Воицком руднике было добыто 74 килограмма золота и свыше 6 000 пудов меди.
23.
24. Деревня Надвоицы сегодня. Часть населенного пункта выросла до малоэтажек, другая часть по-прежнему состоит из деревянных домиков.
25. Экскурсия продолжилась посещением еще одной достопримечательности, на этот раз природной. Пробравшись узкой каменистой дорожкой мы добрались до удивительного памятника природы - водопада Воицкий падун. Как такового водопада уже нет. Он прекратил свое существование в 1933 году во время строительства Беломорского канала. То, что можно увидеть сегодня лишь отблеск былого величия. Но и то, что осталось дойстойно восхищения. Не зря этот перекат называют гремящим.
26. Этот водопад частенько сравнивают с другим широко известным карельским водопадом Кивачом. На мой взгляд Войцкий падун, не смотря на гораздо меньший перепад гораздо более впечатляющий.
27. Но местным рыбакам прелести водопада нипочем лишь бы клев в бурной реке был хорошим.
28. А вообще Надвоицы оказались местом весьма колоритным. Одна автобусная остановка чего стоит. Судя по всему народ, ожидающий здесь автобус, довольно креативный, творческий и с определенным чувством юмора.
29. А рядышком с остановкой доживают свой век вот такие интересные домики. Тут подобралась целая улица таких, очень похожих друг на друга домов. Возможно строились они примерно в одно время.
30. Последним местом в Надвоицах куда мы заехали стала Шаваньская плотина. Эффектное сооружение. Ее высота составляет 36 метров, а длина по гребню 513 метров.
31. К тому времени насыщенный день уже давно перевалил за вторую половину, а нам предстояло еще добраться до города Кемь. Местечко по отзывам бывавших тут знакомых то еще. Теперь мне предоставилась возможность самому увидеть этот Беломорский город. Сюда мы приехали уже к вечеру уставшие и голодные как сто китайцев. Мы приехали в одиночестве. После Надвоиц нам снова пришлось разделиться. Один наш экипаж отстал из-за посещения петроглифов, второй экипаж должен был заскочить по пути по сопутствующим делам, а экипаж
Бигпикчи - есть экипаж Бикпикчи. Так что нашему экипажу Тыковки была доверена важная миссия - найти ночлег в соседнем с Кемью Рабочеостровске, но это оказалось невыполнимой задачей. Рабочеостровск представлялет собой обычную деревню. В единственной гостинице на берегу свободных мест не было. Заботливые сотрудники порекомендовали поискать квартиру. Но где тут искать квартиру?!
Как водится в таких случаях, самым главным человеком, который знает все обо всем и обо всех, это вахтер. В нашем случае это был охранник на вьезде на территорию гостиницы, точнее охранница. Я еще не задал ей вопрос, а она уже знала, что я собираюсь спросить. Тут же был сделан звонок сестре или дочке, я не запомнил, которая как раз сейчас "совершенно случайно" сдает квартиру в городе. Мне торжественно была вручена бумажка с телефоном хозяйки квартиры и вуаля шесть спальных мест уже ждали нас. Но нашу проблему это не решало, поскольку нас было девять.
Опять на помощь пришел мобильный интернет от Мегафон в связке с Яндексом. Поисковик выдал три адреса гостиниц, но все они были в Кеми, так что в Рабочеостровске нам ловить было нечего. Я прозвонил по всем трем вариантам. В одной гостинице нужного количества мест не было. Второй телефон оказался номером агента, который, услышав вожделенное "девять человек", тут же подскочил подбирать нам две квартиры, но был оставлен на запасном пути. Оставался последний вариант и, слава небесам, женский голос в трубке сообщил нам, что они готовы всех нас разместить.
Мини-отель "Кемь". Цена нас устраивала - 2000 рублей за двухместный номер, место тоже - фактически Вокзальная площадь и, на минуточку, бесплатный Wi-Fi !! Сомнений больше не было - едем туда. Отель оказался приличнее, чем я ожидал. Удобства на этаже, но зато они были! Горячая вода, душ и нормальный туалет - что еще нужно усталому путнику? Разве что - жрать!
Однако поиск места, где можно перекусить в Кеми оказалось тем еще квестом. На это у нас ушло полтора часа! И в данном случае интернет оказался бессилен. На вопрос "Где поесть?" он выдал пять результатов. Мы проехали их все, один за одним. Первое "кафе" сразу смутило нужником на улице и сомнения подтвердились как только мы перешагнули порог, второе оказалось такой же рыгаловкой, третий "ресторан" напугал нас уже одним видом - мы подумали, что не настолько мы уж хотим есть, четвертый ресторан расположился в гостинице "Кузова", как раз в той, что не было на нас мест. С ним была отдельная история. Мы подъехали к этой гостинице. С виду вроде прилично. Видим вход в саму гостиницу, видим вывеску "Ресторан" на торце здания, говорящую, что вход за углом. Выполняем задание квеста - идем за угол. Видим входную дверь, за ней вестибюль. Совершенно пустой вестибюль, ободранное такое помещение с тусклым светом - чистейший совок. Внутри еще две двери. Обе глухие, но одна с табличкой "Вход". "Отлично!" - говорим, - "Нашли!". Открываем заветную дверь уже в предвкушении предстоящей трапезы, но за дверью не помещение ресторана. Нет. Там еще какой-то длинный коридор совершенно без света. Причем корридор такой длинный и такой темный, что через открытую дверь совершенно не видно ни того, куда он ведет, ни даже того, где он заканчивается. "Нет. Стоп." - Говорим. - "Что-то мы куда-то не туда зашли". Выходим снова на улицу. Идем вдоль здания и замечаем открытое окно на первом этаже, в котором есть люди в белых поварских халатах. О! Да это же кухня!
- Извините пожалуйста! - Обратился я к парню на кухне. - Не подскажите, где здесь вход в ресторан?
Парень на секунду задумался и выдал:
- Мы закрыты на спецобслуживание!
СПЕЦОБСЛУЖИВАНИЕ! В полной темноте! Они там что, вампиров что ли обслуживают?!
Остался последний вариант - Столовая. По карте она была прямо в соседнем с нашим отелем здании. Собственно фасад столовой сказал сам за себя. Увидев его, мы поняли, что придется нам сегодня ложиться спать голодными.
32. Вообщем наверное так бы и было, если бы мы не вернулись в который раз на вокзальную площадь и не заметили там неподалеку от вокзала одиноко стоящий павильончик. Мы решили на всякий случай, для успокоения совести, заглянуть внутрь, а там внезапно, бах, оказался суши-бар! Приличный такой японский ресторанчик даже с каким-то намеком на дизайн. Каким ветром его занесло в эту всеобщую тоску? Не понятно. Устав от тщетных поисков и бесполезной траты времени, мы остались в этом японском павильончике и совершенно замечательно перекусили куриным супом-лапшой и рисом с овощами. На суши мы что-то не решились.
После пережитых событий вечера как тут не вспомнишь про историю названия города Кемь. Есть конечно версия, что слово "Кем" означает "большая вода" или "большая река", так видимо в древности называли Белое море. Однако гораздо более популярная версия гласит следующее: Раньше в названии города не было мягкого знака, а три буквы "КЕМ" были ничто иное как аббревиатура. Екатерина II на царских указах в отношении особо провинившихся персон ставила резолюцию "Сослать к ебене матери". Провинившегося отправляли в эти глухие места. Авторство аббревиатуры приписывают Петру I, а вот мягкий знак якобы подарок уже Екатерины II. Поговаривают, что в ответ на просьбу Кемских жителей сменить название города на что-то более приличное, императрица ответила: "название "КЕМ" даровано императором Петром и я отменить его не вправе, но могу смягчить". Какой вариант правда, а какой нет пусть решают историки. Лично мне из-за таких вот спонтанных впечатлений второй вариант не кажется таким уж вымышленным.
Длинный, интересный, но довольно утомительный день закончился, но только не для нас с Иваном. В то время как вся наша банда предавалась пиршеству в отеле, мы тихонько собрались и вышли в ночь. Признаюсь честно, было довольно стремно оказаться на улице в столь поздний час в таком, прямо скажем, не самом располагающем к прогулкам месте. Кроме того, поднялся сильный ветер и очень сильно похолодало. Но у нас была цель. Безумные фотографы вышли на охоту! В качестве своей жертвы мы выбрали одну местную достопримечательность - часовню на берегу Белого моря в Рабочеостровске. Эта часовня не имеет никакого отношения ни к духовенству, ни к истории государства российского. Собственно это и не часовня вовсе, а лишь декорация, построенная здесь для съемки фильма "Остров". После съемок было решено оставить псевдо-часовню как есть и она быстро превратилась в туристическую достопримечательность, в том числе благодаря невероятно живописному месту. Я очень давно хотел приехать сюда и сделать такой кадр. Увы, ни закат, ни рассвет в тот день не побаловали нас светом. Зато ледяного пронизывающего до костей ветра нам досталось в ту ночь выше крыши. Как мы замерзли тогда словами просто так не опишешь. Не представляю даже что бы с нами было если бы не Тыковка, на которой мы приехали. Пару раз мы даже решали плюнуть на все и уехать, бежали к машине. Пальцы рук были настолько онемевшими, что я не сразу мог засунуть ключи в замок зажигания. Но потом EcoSport согревал нас теплом и мы оставались на точке. Света не было и мы старались ловить хотя бы редкие облака, которые гонимые злющим ветром пролетали с немыслимой скоростью маленькими стайками. Пишу эти строки, а по телу мурашки ползут от воспоминаний того лютого утра.
33. Возвращались мы около трех часов утра, солнце уже вовсю сияло над горизонтом, а нам оставалось еще целых три часа на досып.
34.
35. К великому счастью, на утро нам нужно было только доехать из Кеми до Рабочеостровска, откуда мы уже продолжили наш путь морем. С этим перегоном прекрасно справился наш боцман Злобяка
zlobin_aa, традиционно выспавшийся, бодрый и свежий, чего никак нельзя было сказать про нас. Погода нахмурилась, но хотя бы ветер немного ослабел, что не могло не радовать. Все же выходить в море в крепкий ветер - не самая приятная перспектива. Но хмурая погода никак не отразилась на нашем настроении. Дежурные луки с флагами на фоне нашего пароходика и все вперед на погрузку.
36. Желающих довольно много. Пароход забился под завязку, а это порядка двухста пассажиров. Проверку билетов на входе осуществляет женщина с зычным голосом и командирским тоном. Все очень сурово и резко. Увы, с нашим туристом пока по-другому никак. Иначе тут же начинается неразбериха. Ни о какой культуре речи быть не может. Все начинают лезть вперед, толкаться, словно ломятся в метро в час пик. Но здесь не метро, а посадка на судно, и громкие окрики женщины вразумляют дикарей. Выглядит очень грубо и наверное возмутительно, но это работает и посадка идет с соблюдением безопасности - строго по одному.
37. На все ушло не более пятнадцати минут. Звучит оглушительный гудок и вот уже от причала Рабочеостровска нас отделяют неспокойная вода сурового Белого моря. Где-то там за горизонтом скрывалась конечная точка нашего пути. Нас ждали Соловки.
Продолжение следует...
Смотрите также:
#onegoexp2015. От маяка до маяка #onegoexp2015. Встреча с Онегой #onegoexp2015. История профуканного заката #onegoexp2015. Дороги, гнус и сорок рублей Генеральные партнеры экспедиции
Комитет по туризму Республики Карелия
http://www.ticrk.ru/
Компания "FORD" предоставляет автомобили для участников экспедиции:
KUGA,
EXPLORER и два
ECOSPORT
http://wwww.megafon.ruУслуги связи и мобильного интернета для участников экспедиции
#понастоящемурядом
Официальные партнеры экспедиции
http://kibermag.comУмный интернет-магазин для успешных людей
(
пост про Kibermag)
http://www.salmoru.com/FISHING FOR PLEASURE! РЫБАЛКА В УДОВОЛЬСТВИЕ!
(
пост про Norfin)
ЕДИНАЯ СИСТЕМА МАГАЗИНОВ
http://www.myhound.ru Информационные партнеры экспедиции
spbblogСообщество Питерских Блогеров
http://bigpicture.ruНОВОСТИ В ФОТОГРАФИЯХ
http://www.livejournal.comСамая популярная блогплатформа в России
Понравилась запись? Расскажи друзьям!
Еще не в друзьях?
Добавляйся! Я на других ресурсах: