Музей Сальвадора Дали. Сюрреалистичный лабиринт.

Mar 05, 2015 09:30

Неправильное здесь все и начинается прямо с порога. Вернее даже до него. Уже на подходе, как только в поле зрения попадает здание музея, сразу становится понятно, что это именно он. Спутать театр-музей самого экстравагантного художника Испании с каким-то другим зданием совершенно невозможно, настолько необычный у него внешний вид. Но на этом удивительные метаморфозы пространства и форм только начинаются. Театр-музей, построенный Сальвадором Дали, является совершенным воплощением внутреннего мира художника, отражением его переживаний, комплексов, сексуальной нереализованности и тяги к самовосхвалению. Отношение к творчеству Дали в большинстве своем неоднозначное, но большиство сходится во мнении, что художник был неординарной личностью и создавал незаурядные творения.




2. Дом Сальвадора Дали начинается с необычного фасада, украшенного крестьянским хлебом и увенчанного огромными яйцами. Такой комплект в сочетании с сочным терракотовым цветом стен смотрится более чем экстравагантно и кардинально отличается от всей архитектуры в округе, которая на его фоне смотрится унылым серым пятном. Таким же ярким был и сам Сальвадор Дали. Художник рос очень избалованным ребенком. Родители, виня себя в смерти первого сына, позволяли второму все. В одной из книг Дали писал: чтобы насладиться всеобщим беспокойством о его здоровье и пищеварении, он раскладывал свои какашки по дому в самых неожиданных местах. А в 8 лет специально писался в постель, чтобы отец купил ему красный трехколесный велосипед. Общение с другими людьми у него строилось совершенно иначе. Будущий художник был очень внушаемый, мечтательный, робкий и безнадежно непрактичный ребенок, необъяснимо путающий фантазии и реальность. Отношения с собственной сексуальностью были у Дали непростыми всю жизнь. Он стал единственным художником, кто сделал мастурбацию главной темой своего творчества. Юноша страдал полным набором сексуальных комплексов - от беспокойства о размерах своего пениса до страха вступить в связь с женщиной и опасений, что он импотент и скрытый гомосексуалист. Всю свою жизнь он непрерывно эксплуатировал образ "сумасшедшего гения". Как человек он был реален, но его разум был вне этой реальности. Однажды Дали спросили: "Что такое сюрреализм?" и он ответил ставшей знаменитой фразой: "Сурреализм - это Я!".



3.


4. Вход в театр-музей расположен со двора и если вы попали внутрь без очереди, то считайте, что вам сказочно повезло. Это место чрезвычайно популярно среди туристов и на входе практически всегда стоит внушительная очередь, которая порой растягивается до сотен метров. Добавьте сюда жаркое испанское солнце и станет очевидно, что творчество Дали откроется только по-настоящему целеустремленному и выносливому зрителю. По этой причине оптимальным временем для посещения музея является зимнее время года.



5. Местные торговцы быстро сориентировались, превратив место выстраивания очереди в небольшой коммерческий проект. На узкой улочке полно сувенирных лавок и в каждой есть холодильник с мороженым, которое в жару идет на расхват. Здесь же пристроился и уличный музыкант. Судя по музыкальному инструменту, а особенно по репертуару и суровому лицу, он выходец из России или возможно Украины. Исполняемые им мелодии до боли знакомы любому советскому человеку: песенки из мультфильмов, кинофильмов и какие-то всем известные шлягеры. Дабы не обидеть европейского слушателя иполнитель дипломатично проигрывает музыку, знакомую и этому контингенту. Надо отдать должное, играл мужичок очень хорошо.



6. Внутренние фасады здания музея не такие кричащие как внешние, но и здесь взгляду открываются невероятные элементы оформления. Здесь и сюрреалистичная инсталляция в виде головы с телевизором во лбу и все теми же яйцами.



7. И памятники французскому живописцу Мейсоне, расположенные на тракторных шинах. Таких скульптур тут во дворике две - одна повыше, другая пониже. Все их было исполнено три штуки.



8. И знаменитая инсталляция "Лестница в небо", давно ставшая отправной точкой для вдохновления в творчестве многих художников и дизайнеров.



9. За входной группой скрывается внутренний дворик музея, имеющий овальную форму, немного напоминающую все то же яйцо. В центре установлена внушительных размеров инсталляция, главным элементом которой является великолепный Кадиллак, когда-то подаренный художником своей жене и музе - девушке с русскими корнями по имени Гала, - урожденная Елена Дьяконова-Девулина. Дали любил хвастаться, что таких машин всего шесть в мире и они принадлежали только исключительным личностям. По словам хужожника одна из них принадлежала Аль Капоне, вторая Франклину Рузвельту, третья - Кларку Гейблу, а четвертую он подарил Гале.

Внутри автомобиля благодаря системе трубок идет дождь на радость улиткам, живущим в салоне. Поскольку это музей, то дождь идет не постоянно, а после того, как бросишь монетку в специальную прорезь. На капоте автомобиля установлена статуя царицы Эсфири работы австрийского скульптора Эрнста Фукса, тянущая за собой колонну из все тех же шин для трактора.



10. Сама же колонна увенчана лодкой "Гала", названной в честь супруги. С днища лодки свисают огромные капли. По одной из теорий эти капли - презервативы, наполенные синей краской, что вполне похоже на правду, учитывая сложные взаимоотношения художника и жены. Гала не хранила ему верность, была крайне развратна, на грани нимфоманства, и любила проводить время в утехах с молодыми любовниками.

Стены внутреннего дворика обильно увиты плющом и украшены золотыми статуями "Рабами Микеланджело", подозрительно напоминающими статуэтку "Оскар". Верхний ярус украшен умывальниками, которые по версии у Дали ассоциировались с ангелами.



11. Пройдя внутренний дворик, посетитель попадает в помещение старого театра постройки 40-х годов 19 века и сгоревшего почти до тла в 1939 году, на руинах которого позже и был построен музей. В 1960 году Дали принял решение, что все его самые экстравагантные творения дожны находиться под одной крышей в его родном городе Фигерасе. Получив останки здания от местного муниципалитета, Дали приступил к реализации самого масштабного проекта своей жизни. На создание музея ушло 14 лет и практически все сбережения художника, пожертвования друзей и горожан и мунициапльные субсидии. Дали лично руководил процессом, обтачивая каждую деталь будущего лабиринта сюрреализма. Потраченные усилия были не напрасны. Город приобрел достопримечательность с мировой известностью, а Дали стал одним из немногих гениев, признанных при жизни. Музей фактически стал прижизненным памятником художнику.

Дали задумывал свой музей таким образом, чтобы посетитель, попав в его сюрреалистические лабиринты, чувствовал себя немного сумасшедшим, оторванным от реальности, затерянным где-то вне времени в закоулках безумного мира, созданного гением художника. Нужно признать, что эта задумка удалась автору сполна. Мистические и архитектурные метамарфозы начинаются с первых шагов. Кажущееся снаружи трехэтажное строение внутри таинственным образом трансформируется в пятиэтажное здание, в котором пространство организованно совершенно не так, как мы привыкли. Здесь внутри действуют другие законы - законы Дали. Главный холл музея - просторное помещение, наполненное светом с причудливой игрой теней. Здесь нет прямых углов. Стены представляют собой параноидальное столкновение плоскостей.



12. Потолок тоже скошен и в нем встроена еще одна мистификация музея - сферический стеклянный купол, названный "Геодезическим" и напоминающий глаз мухи - любимого насекомого Дали, образ которого он часто использовал в своих работах в качестве символа паранои. Дали очень заботился о куполе.



13. По его замыслу купол должен был стать главной деталью музея. Со временем невероятный купол музея стал чем-то бóльшим. Из главного элемента музея он вырос в символ города Фигерас.



14. Одна из многочисленных скульптурных инсталляций Дали. Если присмотреться в позе раскинувшей руки фигуре прослеживается библейская тема, а вкомпозиции присуствует тот же традиционный каталонский хлеб, что и на фасаде музея. Художник никогда не не делал что-то просто так, как может показаться на первый взгляд. Каждая деталь в его творениях имеет свой собственный смысл и ее присуствие не случайно. Понять сакральный смысл работ Дали дано не многим, а в отдельных случаях никому, кроме гения их создавшего.



15. Еще одна метамарфоза - портрет обнаженной Галы, смотрящей в море, при удалении от него на 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна.



16. На первый взляд посетителю вполне может показаться, что музей построен совершенно хаотично, с полным отсуствием какой-либо системы, а грани реальности стерты. Но это не так. Здесь все на своих местах. Экспонаты объединены общей идеей. Все пространство разделено на несколько зон, соответсвующих различным периодам в творчестве художника, весь его творческий путь: от исканий в молодом возрасте в стиле кубизма, импрессионизма, футуризма, до творений, созданных в последние годы жизни.



17. "Вилла Пепита". 1922 г.



18. Эскиз для картины "Битва при Тетуане". 1962 г.



19. Одно из центральных мест в экспозиции музея занимает зал Мэй Уэст с масштабной трехмерной инсталляцией - настоящим прорывом в области бытового дизайна. Все экспонаты расположены в строгом порядке так, что образуют лицо женщины - портрет американской актрисы Мэй Уэст, по имени которой этот зал и назван. Интересен образ самой актрисы, вдохновившей Дали на это творение. Так же как и его супруга, американка до самой старости крутила романы с молодыми любовниками и провести параллель между двумя женщинами не сложно.



20. Чтобы увидеть композицию так как ее задумывал автор нужно подняться по лесенке к верблюду, установленному тут же в комнате и посмотреть в линзу, подвешенную у него на животе, отстояв при этом длинную медленную очередь.



21. Линза довольно мутная, кроме того, эффект не совсем тот, что ожидаешь. Тем не менее картинка обретает совершенно иной вид - композиция трансформируется в женское лицо, обрамленное волосами. Кстати, в качестве волос используется парик, заказанный Дали у местного мастера, самый большой из когда-либо изготавливавшихся в мире.



22. Кроме композиции, в зале по периметру расположены другие экспонаты - сюрреалистичные картины и скульптуры. В зале царит полумрак и рассмотреть работы можно только благодаря продуманной подсветке.



23. "Оторинологическая голова Венеры". 1964 г.



24.


25. Здесь же в отверстие в фанерной стене можно увидеть "Рай". Видимо по мнению Дали именно так должны выглядеть райские кущи.



26. Ретроспективный бюст женщины. Эту немыслимую композицию Дали создал в 1933 году из совершенно несочетаемых элементов - объектов своего фетиша и объектов своего же страха. С одной стороны хлеб, кукурузные початки милое лицо и обнаженная грудь создают образ плодородия, но с другой стороны муравьи и удлиненная фалическая форма хлеба намекают на сексуальную подоплеку.

В музее представленая официальная копия композиции, воссозданная в 1974 году. Оригинал же находится в настоящий момент в Музее современного искусства в Нью-Йорке.



27. В одном из залов можно увидеть работы, посвященные иудаизму и Израилю. Примечательно, что между еврейством и Дали общим было лишь наличие у художника друзей-евреев. Однако художник определенно хорошо был знаком со священным текстом. Этой теме была посвящена серия из 25 литографий с общим названием "Алия 1968".



28. "Земля молока и меда"



29. "Пионеры Израиля"



30.


31. Один из автопортретов Дали, на котором он изобразил себя, рисющим портрет своей супруги Галы.



32. Между этажами песетителей ведет сюрреалистичная лестница причудливой формы.



33. Кроме произведений самого Дали в музее выставлено небольшое количество работ других художников. В частности представлена коллекция "каменных" портретов Антони Пичота. Вход в эту галерею открывается через рот антропоморфного лица. Антони Пичот долгое время был другом Сальвадора Дали и после его смерти возглавил музей.



34. Картины Пичота написаны в такой уникальной технике, что при их просмотре не покидает ощущение их трехмерности, настолько реально проработан их объем. Порой кажется, что это и не картины вовсе, а барельефы. Эффект сохраняется даже на фотографии.



35.


36.


37.


38.


Музей оставляет сильнейшее и крайне противоречивое впечатление. Чтобы проникнуться им нужно по нескольку раз обойти его залы, снова и снова возвращаясь к представленным здесь работам. Понимание и проникновение в некотрые творения Дали не приходят сразу. Для кого-то потребуется какое-то время, а для кого-то это понимание не придет никогда. Но однажды прикоснувшись к миру Сальвадора Дали, вы совершенно точно не забудете его уже никогда и вполне возможно захотите вернуться сюда снова, чтобы еще раз ощутить на себе стирание граней реальности и попытаться еще глубже проникнуть в мир фантазий и иллюзий сумасшедшего гения.

Понравилась запись? Расскажи друзьям!

Я на других ресурсах:




Музеи, Отчет, Испания

Previous post Next post
Up