В полку моей фототехники прибыло. Сегодня обзавелся еще одним очень удобным акссесуаром гардероба пейзажного фотографа. Это затемняющий фильтр HOYA Variable Density, главной особенностью которого является возможность произвольного изменения плотности затемнения, что дает фотографу дополнительную свободу для творчества. Что же такое затемняющий нейтрально-серый или как принято называть ND (neutral density) фильтр? Фактически это солнезащитные очки для фотоаппарата. Имея абсолютно нейтральный цвет, такие фильтры ослабляют избыточную освещенность снимаемой сцены, что позволяет, например, снимать на более длинных выдержках. Ассортимент таких фильтров на рынке довольно большой, они разнятся по стоимости и соответственно по качеству, критерием которого является отсутствие искажений цвета при использовании фильтра.
ND фильтры условно можно разделить на две группы: круглые с резбовым креплением к объективу и пластинчатые фильтры в виде квадратных или прямоугольных пластинок, устанавливаемых в специальную рамку-держатель. Наиболее известной системой сменных пластинчатых фильтров является ситема
Cokin, изобретенная французским фотографом Жаном Кокином. Эту систему я имею на вооружении уже более года и ничего, кроме хорошего, сказать о ней не могу. Она удобна и имеет крайне широкий выбор фильтров-платинок для всевозможных задач, но самый темный ND фильтр, который имеется в линейке Cokin это фильтр ND8 или фильтр с затемнением на 3 стопа. В принципе, в большинстве случаев такого фильтра вполне достаточно, но мне захотелось большего и я обратил внимание на товары других производителей. Изучив предложения, я обнаружил, что кроме ND-фильтров с различной степенью плотности существуют фильтры с переменной плотностью. Причем диапазон степени затемнения таких фильтров довольно приличный от 1 до 9 стопов.
Выводом прочтения всевозможных статей и сравнительных тестов стала покупка фильтра фирмы японской HOYA. Этот фильтр фактически лишен проблем цветового сдвига, хотя и он как и все аналоги страдает перекосами цветов и неравномерностью затемнения на максимальном затемнении. Кроме того, HOYA выгодно отличается качеством исполнения. Ход регулирующего кольца очень плавный, без каких-либо люфтов, да и в целом фильтр выглядит очень добротно.
Зачем это все? Например, для того чтобы снимать бегущую воду и в условиях нормальной освещенности иметь возможность установить выдержку до нескольких секунд. С фильтром ND8 длинную выдержку секунд в 15-20 можно уже только в условиях начинающихся сумерек. В условиях дневного освещения сделать такой снимок уже не получится.
ISO 100, f/7.1, 30 sec
Еще примеры использования ND фильтра.
ISO 100, f/11, 0.6 sec
ISO 100, f/11, 0.4 sec
P.S. На днях ожидается установление хорошей погоды. Отличный шанс опробовать новинку в деле на съемках Финского залива.
Я на других ресурсах: