День шестой. М29
Утро 7 мая 2014 года выдалось серым и дождливым - в общем, обычным для этого отпуска. Проснувшись, я с подозрением ощупала свои руки-ноги - все было на месте и даже работало. Очень странно, мне казалось, что после Марухи на мне не будет живого места от синяков, а сотрясение головного мозга уж точно обеспечено! Ведь на обратной дороге мы гнали так, что казалось, машина сейчас точно развалится :-) Однако, здоровый сон, да еще и на пуховых перинах, способен творить чудеса.
Наши планы на сегодняшний день состояли из городов, расположенных на трассе М29 (Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск), а заночевать мы планировали в Нальчике. На большее не рассчитывали, дорога показалась нам достаточно длинной и насыщенной. Никаких заготовок по Нальчику у меня не было, поэтому я просто надергала из интернета адреса более-менее бюджетных гостиниц, и мы отправились в путь.
Дорога лежала через перевал Гумбаши (Кум-Баши, что в переводе означает Песчаная голова) - одно из самых красивых мест в Карачаево-Черкессии. К сожалению, Вики ничего не рассказывает про это удивительное место, а ведь перевал на высоте более 2 тыс.м, имеющий автомобильную дорогу с асфальтовым покрытием - не такое уж частое явление. К тому же, Гумбаши - историческое место. Он был частью Великого шелкового пути, входил в Мисимианскую трассу. От города Севастополис (Сухуми) поднималась она на Клухорский перевал, далее шла вдоль реки Теберды до слияния с рекой Кубань, а затем вдоль правого берега Кубани. После путь сворачивал на восток и, преодолевая перевал Гумбаши, спускался в кисловодскую котловину и шел вдоль реки Подкумок. Когда-то давно, много сотен лет назад, торговые караваны спускались с перевала Гумбаши и шли к городу Фуст. Сегодня это Рим-гора («крепость румов (византийцев)»), расположенная в 18 км от Кисловодска, на месте слияния рек Эшкакон и Подкумок, на границе с КЧР. Археологические раскопки поведали, что уже в IX веке нашей эры в районе перевала были захоронения людей в шелковых (!) одеждах, а также множество ювелирных изделий, монет со всего мира, бусы и оружие. И, конечно, нельзя не упомянуть, что сверху открывается великолепный вид на Главный Кавказский хребет и венчающий его Эльбрус! У подножия перевала лежит село Мара (делится на Нижнюю и Верхнюю). Трафик почти нулевой, все предпочитают ездить через Черкесск, хоть в километрах так длиннее. Но для туриста это благо, можно позволить себе остановиться и вдоволь полюбоваться природой. Правда, из-за очень низкой облачности нам в этот раз многое не удалось разглядеть, но мы не жаловались - у природы нет плохой погоды!
Село Верхняя Мара расположено у подножья перевала, в красивейшем месте, отлично просматривается с вершины. А какой
вид с этой точки ночью ...ммм!
Кстати, именно с этого места пошло наше убеждение о том, что в "настоящих" горах дороги намного лучше и безопаснее, чем в холмах, во всяком случае, если сравнивать северный Кавказ с западным Крымом или серпантином под Сочи. На Кавказе даже серпантин внушает чувство надежности и продуманности, а асфальт на горных дорогах получше, чем в ином областном центре.
Перевалив вершину, ехать стало полегче - именно в горах понимаешь, что кислород нужен не только человеку, но и мотору в машине, на высоте в 2 км и выше простой "атмосферник" начинает засыпать на ходу. На спуске увидели небольшой горнолыжный лагерь с линией подъемников - вот где красота зимой! Склоны идеальные, народу почти нет, снега всегда в изобилии, натуральная идиллия...
После перевала на многие километры растянулись любопытные холмы с очень правильной геометрией, как будто рукотворной. Воистину, природа все придумала еще до человека.
Дорога, повторюсь, почти заброшена (нам за весь путь встретилось 3 машины), асфальт выщербленный, но все же ям нет. Чем дальше, те сильнее горы своей слоистой структурой напоминают торт "Наполеон".
Приглядитесь к фотографии выше. Ничего необычного не замечаете? Ну вот мы тоже не сразу заметили, пришлось возвращаться задним ходом. И не зря - это оказалась часть пещерного городища. Не знаю, кто тут жил, как давно и какого рода-племени, но еще не раз потом мы видели аналогичные пещеры.
Внутри несколько залов, разбитых на каморки. Темно, сыро и не очень уютно. Теперь ищу информацию - что же все-таки это за поселение... пока не нахожу.
Первый населенный пункт после перевала - Первомайское. Много людей, машин, гайцов, лежачих полицейских и ограничение скорости 40. Учкекен, Джага - то же самое. Более-менее свободная дорога только на подъезде к Кисловодску. Гора-кольцо окружена палатками торговцев сувенирами, кидаем взгляд - и едем дальше.
На въезде в Кисловодск навигатор упорно пытается отправить нас какими-то грунтовыми тропами в объезд, потом понимаем, почему - здравствуй, пробка городская, столь родная, золотая... Долго и нудно тащимся в центр города, пока не доезжаем, наконец, до колоннады. Погода шепчет! Спасибо, что есть место для парковки...
Весь холм за колоннадой - парк. И даже с оздоровительными маршрутами. Но накручивать там километры пешком нам, к сожалению, некогда, да и погода, повторюсь, не айс - влажно, временами моросит дождь, тучки стелятся прям над головой.
В колоннаде куча торговцев. За ней еще одна площадь, очень приятная, но тоже с торговцами. Из-за того, что почти в любой кадр попадают аляпистые палатки, фотографировать большого желания не возникает. Ну почему, почему нельзя убрать весь этот хлам хотя бы за пределы площади?
Наша цель - Нарзанная галерея. Быть в Кисловодске и не испить минералки, конечно, глупо. Тем более, что до галереи рукой подать. Красивое строение, во всяком случае, стиль той эпохи лично мне нравится.
При входе нужно купить стаканчик. Цена символическая - 2 руб, вода без ограничений. Вот только много ее не выпьешь, вкус, прямо скажем, специфический. Типов воды несколько, какая-то относительно нейтральная, а что-то пьется с трудом.
В самом конце галереи - иконы. Опять же, мое личное мнение - не совсем подходящее место. Но...
Попив водички, вышли на площадь. Красивое место, все чистенькое, парадно-курортное. И постоянное ощущение, что ты тут лишний. К слову сказать, я была одета совсем не по местной моде - на мне было длинное платье "узбекской" расцветки, трикотажные брюки, кофта, а голова замотана платком. Мне было обалденно удобно, но косых взглядов я словила немало))) Еще бы - такое чучело да в парадном месте! Там я ощутила себя немного цыганкой и прониклась духом непокорности дресс-коду. Все хочу повторить это же в Москве - интересно будет посмотреть на результат.
В любом случае, Кисловодск останется в моей памяти как лицо курортного края. Красивое, с классическими традициями, но помпезное и в чем-то высокомерное..
Выезжали из города опять через пробку. О, Кисловодск, спасибо за встречу, но вернусь я не скоро... мне по душе города попроще, подушевней, я люблю села и природные просторы, я предпочту кусок хлеба на пустынном горном плато ужину в помпезном ресторане. Может, я ненормальная?
Далее по маршруту у нас были Ессентуки, Пятигорск и Нальчик. Мы там и были, но настолько мимоходом, что даже не останавливались для фотосессии. Посмотрев на карту, оценив расстояние и прикинув время, мы приняли решение ехать прямиком в Грозный. Да и погода была такой, что Ессентуки мы проехали под дождем, а Пятигорск плавал в облаках, а облаков мы нафотографировали уже достаточно, они (облака), в принципе, везде одинаковые. К тому же, нас предупредили про Пятигорские пробки, перед которыми меркнут пробки Кисловодские, поэтому мы разумно обогнули город, не заезжая я в центр. Приехать из Москвы на Кавказ для того, чтобы толкаться в пробке? Увольте... Итак, из Пятигорска мы двинулись в сторону Баксана. Собственно, где-то в районе Баксана уже начинается хорошая дорога. Думаю, что и пейзажи там прекрасные, только нам не удалось их повидать - пол-дороги мы проехали в тумане.
Въезд в Кабардино-Балкарию сопровождался вяло едущей очередью перед постом. Трасса в республике порадовала, трафик тоже. КБР мы пролетели очень быстро. Въезд в Северную Осетию - Аланию, однако, представлял из себя гораздо более серьезное препятствие в виде блок-поста и пробку с ожиданием минут на 20. Ближе фотографировать я просто не решилась.
На посту, однако, все прошло быстро, хотя проверяют каждую машину. Было даже как-то как-то буднично и очень корректно: ваши документы, взгляд в салон - проезжайте. На соседней полосе в это время был полный досмотр какой-то 99-й - я еще подумала, что если у нас вынуть все вещи из машины, то мы потом полдня обратно укладываться будем... В Северной Осетии стройка дорог и развязок идет полным ходом, приятно ехать! Но если проехал - держись.... перед Владикавказом мы проскочили свою развязку и на разворот с обратной дорогой ушло 20 км! Можно было поехать и через город, конечно, но... мы торопились в Грозный.
Граница Северной Осетии и Ингушетии представляет из себя полноценный блок-пост. Судя по вооружению и снаряжению, такой пост может держать оборону довольно долго даже в условиях полноценной войны. Оружие у сотрудников не детское, лица внушают страх, а московские номера хочется открутить и выбросить. Боже мой, куда мы едем, зачем мы в это ввязались... Подтянулась наша очередь на досмотр. Документы, взгляд в салон... куда едете? В Грозный, в отпуск! Проезжайте...Хм! И всё?? И даже никакого удивления в глазах, даже не попытался остановить нас, предупредить - не езжайте, глупые москали, вас там на шашлык пустят?! Ну ладно... едем. Сразу при въезде в Ингушетию справа видим огромный, реально огромный парк, как я понимаю, воинской славы в честь Победы в ВОВ. За красивым стрельчатым забором - техника военных лет, паровоз на рельсах, стелла и что-то еще. Увы, уже закрыто - время почти вечернее. Заедем на обратном пути, если получится. Едем дальше - кругом стройка. Дома, общественные здания, офисы - я даже не понимаю сначала, в какой мы республике! Нам говорят, что строят только в Чечне, а выходит, что не только. И вообще, на Кавказе жизнь кипит, никакого упадка там нет и в помине! Едем, крутим головой по сторонам - интересно же! Кстати, именно тут начинаем наблюдать джигитов за рулем. Регион 08 (Калмыкия), регион 05 (Дагестан) - гонки адские. Не отстает и 06 (Ингушетия). 95 (Чечня) в сравнении с ними даже как-то спокойнее выглядит. Может, не нарушает на чужой территории? Тогда почему там гоняют калмыки? Эх, разве разберешься в тонкостях жизни, только глянув на нее краем глаза?
Блок-пост на границе с Чечней - круговое движение, военные, бронетехника, все как и на предыдущем. Ваши документы, взгляд в салон, куда следуете? Проезжайте. Блин, ну даже прям обидно, да)) Никому-то мы не интересны с нашими московскими физиономиями и номерами...
Ну что ж, вот мы и в Чечне. Даже не верится!!! Прекрасная дорога, мирный сельский пейзаж - никогда бы не подумала, что я там, где я есть.
До Грозного остается совсем недолго, вот уже и поворот на Самашки проехали. И тут... тут и случилось наше первое приключение. Прекрасная дорога вдруг кончилась - впереди до горизонта была щебенка, мы попали на участок строительства с расширением дорожной части. Представьте себе картину - дороги нет, под колесами грунтовка с ямками, ямами и промоинами, заполненными водой, участники дорожного движения, только что двигавшиеся строго по полосам, вдруг рассыпались во всех направлениях и ползут методом броуновского движения кто куда. Понятия встречки нет вообще, куда едешь - там тебе и полоса. И все это со скоростью 20 км/ч. Очень редкие водители едут быстро, вот встречный мерседес промчался мимо нас, окатив водой из лужи. Ну а как же - есть на дороге есть ямы, а в них вода, без "душа" не обойдешься. За рулем была я, а ездить с такой скоростью по ямам я очень не люблю - это слишком зубодробительно. Не даром говорят: больше скорость - меньше ямы! И я нажала на газ. На скорости 60 трясло в разы меньше, а если удавалось ехать 80 - то и вовсе красота! В какой-то момент я упираюсь в грузовик, по остаткам обочины обгонять не решаюсь (глина), снижаю скорость до 15 км/ч и слышу - рядом машина сигналит. Открываю окно чисто на автомате - мало ли что, может, у меня колесо проколото или еще какая беда. Слева от меня черная Приора, окна открыты, в салоне четверо ребят, лет по 25-27. Я смотрю на них, они смотрят на меня. Пауза. Олег с пассажирского сиденья вытягивает голову и кричит им: "Ну и что теперь? Вы видите, у нас тоже машина с ног до головы облита!" Я начинаю соображать, что, по всей видимости, где-то колесо моей машины попало в очередную лужу и Приору облило. Хотя, вот честно - внешне этого не видно, машина не грязная. Олег продолжает: "Еще вопросы есть?" Все четверо в машине кивают головой и говорят: "ДА!" Олег взмахивает рукой и говорит: "Поехали!" Я не совсем понимаю, кому он это говорит - мне или им, я просто закрываю окно, жму на газ и на скорости далеко за сотню гоню по этой грунтовке. В голове у меня крутятся мысли - так... сейчас они позвонят своим родственникам, сюда съедется толпа народу и... что будет после "и", я старалась не думать. Еще я пыталась понять, что ж такого ужасного в том, что твою машину облили водой (не грязью, заметьте!) на плохой дороге - у нас это сплошь и рядом, никто из-за этого не убивает... В зеркале заднего вида было пусто - черная Приора нас не догоняла. Уже потом, позже, я поняла, как мне кажется, в чем было дело и почему не было продолжения. В Чечне машины очень чистые. Просто культ чистой машины! Мойки на каждом шагу, их больше, чем магазинов. Поэтому, облив чужой автомобиль, я нанесла ущерб не только финансовый (мойка стоит денег), но и моральный - там не принято ездить на грязной машине. В Чечне принято остановить человека, нарушающего порядок, и сказать ему, что он плохо поступает. Младший по возрасту при этом должен извиниться, даже если считает себя правым. Ну вот, в свете всего сказанного рассмотрим ситуацию еще раз. Ребята едут по дороге, мимо проносится пепелац, обливает их водой, они его догоняют, привлекают внимание - сигналят. Окно открывается, а там... мало того, что за рулем женщина (в платке!), так еще и старшая по возрасту. Шах и мат, что называется. Жаловаться, что тебя облила на дороге женщина? Смешно! Устраивать разборки со старшей по возрасту? Совсем некультурно. В общем, лучше промолчать. Но это я узнала уже много позже, а тогда у меня аж под ложечкой свербило - эх, не успела приехать, а уже конфликт! Если меня когда-нибудь прочитают те, кто был в той Приоре - простите великодушно, пожалуйста, честное слово - это была случайность!
Через полчаса мы въехали в Грозный...
Предыдущая часть:
http://nes-i.livejournal.com/4335.htmlПродолжение:
http://nes-i.livejournal.com/4730.html