Оригинал взят у
amritasilveria в
конспекты восхищение vs лесть
Чем отличается настоящее восхищение от лести? Восхищение подобно взрыву, это революция в миниатюре. Восхищение работает вертикально, оно превращает тебя в вертикальную стрелу, охваченную желанием обязательно достичь некой трансцендентной цели, которую неявно (или явно) обозначает внезапное блаженство, с которым слегка соприкасаешься, попав в пространство чувства восхищения. Восхищение подобно поднимающейся волне, когда ты, хмельной от ветра и моря, летишь вместе с ней и на ее же гребне. Восхищение - это дверь, даже если через секунду она закроется. Собственно говоря, объект, вызывающий восхищение, всегда ключ, что не отменяет того, что этот объект может быть восхитителен сам по себе.
Лесть, особенно осознаваемая, чаще всего линейна. Лесть не предполагает никаких прорывов, здесь, скорее, уместно говорить о преднамеренности и вычислениях дивидендов. Лесть не размыкает никаких дверей, она работает подобно замкнутому кругу. Лесть может служить топливом, но топливо это довольно пресное и быстро надоедает - далеко на нем не уедешь.
Как отличить восхищение от лести, если по формальным признакам они практически близнецы?
Мотивация восхищения бескорыстна. Строго говоря, восхищение не предполагает вообще никакой мотивации - оно возникает стихийно и непреднамеренно. Мотивация лести - конечно же, корысть.
мужество vs трусость
Речь не идет о подвигах и славной героике, речь идет о повседневности. Мужество проявляется в умении балансировать на краю пропасти, а еще раньше - в намерении к этой пропасти вообще подойти. Что подразумевается под пропастью? Любая непреднамеренная чрезвычайно напряженная ситуация, требующая огромных сил и концентрации воли. Пропасть может выглядеть как устланная персидскими коврами и обитая мягким войлоком комната, в которую можно зайти в домашних тапочках, но вы догадываетесь, что это обманчивое впечатление, - там острые камни, раскаленные угли или металлические штыри кармы прошлого, которые в любой момент могут пробить вам висок или нанести серьезную травму. Ваша задача - стать йогом на какое-то время, чтобы хождение босиком по острым камням или пламенеющим углям воспринималось вами как забавное приключение с неизбежно хорошим финалом. Конечно, вовсе не обязательно, что в пропасть вы сорветесь, но смелый взгляд в ее опасные глаза - вот, собственно, что отличает мужественного человека от труса. Последний будет юлить, находить тысячи отговорок, отползать подальше, называя свои действия "предосторожностью", но ни за что не останется со сверхнапряженной ситуацией один на один. Мужество состоит не в эгоистическом стремлении подчинить себе ситуацию, мужество состоит в ее конструктивном преобразовании.
новаторство и изменения vs традиции и консерватизм (разные взгляды на предмет)
Традиции взращиваются преемственностью и напоминают эстафету. Добежал до некой крайней точки - передай символический предмет другому, желательно младшему, пусть бежит и он, пока не настанет его черед передать символический предмет кому-то еще. Первые бегуны понимали, какой именно символический предмет они должны передать, потому что были создателями предмета, и для них он не был символом. Остальные продолжают уже носиться с символом, не слишком вникая, что именно они передают другим. Принято веками передавать нечто - значит, будем передавать, а что именно - не важно, потому что так принято, и точка.
Новаторство начинается тогда, когда некоторая часть бегунов внезапно останавливается, движимая внезапным желанием изучить предмет передачи. Изучив его, приходит к выводу, что предмет может служить хорошим базисом для построения "по образу и подобию" чего-то совсем другого. Еще часть бегунов внезапно распознает в бережно охраняемом предмете симулякр, и относится к нему равнодушно - то есть, номинально он для них есть, но фактически он не значит ровным счетом ничего. Следующая часть бегунов заявляет, что не хочет носиться с отжившим предметом и отправляет его на свалку, с лозунгами, свистом и улюлюканьем, не подкрепляя, впрочем, свои лозунги никакой созидательной деятельностью: разрушение становится самоцелью. Еще часть относится с уважением к символам прошлого, т.к. понимает, что многие современники еще не вышли из этого прошлого и продолжают в нем жить - и отстаивает позиции непригодности предмета мягко, но вполне решительно, т.к. знает, чем предмет можно заменить. Еще часть вообще не видит никакого предмета, т.к. шагнула в другое измерение с другими законами, где этика, мораль, обычаи и прочие устойчивые категории - не более чем инструментарий.
Шляпа, похоже, таки намерена определить меня в Гриффиндор. Ну, посмотрим :)