Про ABS: топ блогер с заблокированными мозгами

Nov 20, 2013 13:31

Здесь один "топ блогер" перепостил откровенную чушь. Может он всегда так поступает и это его фишка, но тут моя инженерная чуйка возмутилась и заставила  восстановить справедливость, в комментарии указав на необоснованность утверждения про увеличение тормозного пути при работе ABS. Причём первоисточник уже удалил эту статью, видимо осознав глупость своих суждений.

Напишу здесь, что по этому поводу имеют сказать законы физики, подтверждённые многочисленными тестами, проведёнными инженерами BOSCH. Может кому-то это и поможет "разблокировать" свои мозги;)

Так вот, хотя ABS изначально и была призвана сохранить управляемость автомобиля, побочным эффектом явилось то, что тормозной путь при работе ABS становится короче. За некоторыми исключениями, естественно. Одно из них при езде в снегу: блокировка колёс приводит к образованию клина из снега перед колёсами. Что конечно более эффективно сказывается на замедлении автомобиля.

Конечно можно мыслить прямолинейно и верить тому, что чем сильнее колодки прижимаются к диску, тем короче тормозной путь. Но законы физики и здравый взгляд на вещи приводят к другому выводу.

Это график зависимости коэффициента сцепления колёс с полотном µ от степени проскальживания колёс (нем. Schlupf). Чем выше значение коэффициента, тем выше воздействие сил торможения на автомобиль:



При Schlupf=0% колесо спокойно катится по дороге (0%, конечно же, в реальности недостижимы)
При Schlupf=100% колёса блокированы и автомобиль идёт юзом.
µH - это коэффициент трения покоя. Он, как известно из школьной физики, максимален из всех возможных при равных условиях
µG - это коэффициент трения скольжения

Задача ABS попасть в так называемую "зону работы ABS" (Schlupf = от 8 до 25%) и удерживать коэффициент сцепления на максимуме.
Тут можно зайти с другого угла и объяснить положительный эффект от ABS следующим образом: из школьного курса физики известно, что максимальная сила трения - это сила трения покоя. Вот ABS призвана именно это и обеспечить, чтоб при торможении действовала сила трения покоя, а не качения и тем более, упаси ктулху, не скольжения (т.к. при этом ещё и управляемость теряется).

Этот график показывет ту же зависимость при различных условиях (сухой бетон, сухой асфальт, мокрый асфальт, снег, лёд)


Как видно из графика, даже на льду ваш тормозной путь при включёном ABS будет короче.

Вот фотография проведения тестов на мотоциклах с (жёлтый) и без (красный) ABS на мокрой дороге:


Так что разблокировывайте свои мозги и будьте внимательны на дорогах -техника призвана лишь помогать нам в сложных ситуациях!:)

ликбез, физика

Previous post Next post
Up