Закрывая новогоднюю тему, хочется рассказать про Музей елочных игрушек в Клину, в котором я побывала аж в самом начале декабря. Очень символично (или вполне логично) вспомнить о старых елочных украшениях в канун Старого Нового года. К тому же пока ёлки еще не разряжены, среди зеленой хвои своих лесных красавиц вы, как и я, вполне возможно отыщите несколько музейных экземпляров елочных игрушек.
1.
Музей елочных игрушек находится в выставочном комплексе Клинское подворье. Здесь в основном собраны стеклянные игрушки, выпускавшиеся в разные годы местной фабрикой «Ёлочка» (расположена в городе Высоковск Клинского района Московской области), хотя есть и игрушки других фабрик.
2.
Поскольку елочные игрушки являются непременным атрибутом новогодней елки, не удивительно, что в музее установлено несколько лесных красавиц. И в первом же зале нас встречает елка, украшенная цветами и яблоками. И яблоки здесь появились не случайно, ведь именно с ними связано, как гласит старое предание, появление традиции украшать елку стеклянными шарами.
3.
Раньше в Европе «рождественское дерево» (или просто елку) украшали строго по каноническим правилам: верхушку дерева венчала Вифлеемская звезда, а на ветках располагались яблоки, олицетворяющие запретный плод, который вкусили Адам и Ева, горящие свечи, суть жертвенности Христовой, а также пряники и печенья различной формы, напоминающие о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия. Но однажды в Европе выдался неурожайный год, и не было яблок, чтобы украсить рождественскую ель. Тогда верующие обратились к стеклодувам с просьбой сделать стеклянные яблоки для праздника. С тех пор стеклянные шары являются неизменным атрибутом рождественского дерева. Известно, что первые елочные шары были изготовлены в 1848 году в местечке Лауша в Тюрингии (Германия). Они изготавливались из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, а снаружи были украшены блестками.
Новогодняя ель появилась в России благодаря указу Петра I о праздновании Нового года 1 января 1700 года, который гласил: «…в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве, после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как угоднее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно; а людям скудным каждому хотя по деревцу, или по ветке на вороты, или над храминою своею поставить; и то б то поспело, ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7-й день того ж 1700 года…»
Однако новогоднее дерево прижилось в России далеко не сразу. Лишь через много лет традиция украшать елку к рождеству войдет в моду сначала при царском дворе, а потом и среди всего русского населения. События эти связаны с женитьбой Николая I на прусской принцессе Шарлотте (императрице Александре Фёдоровне). Тогда в канун Рождества 1817 года в Зимнем дворце были украшены столы еловыми ветками, напоминавшими принцессе о рождественских традициях родной Пруссии. В последующие годы это были уже не ветки, а целые деревья. Поскольку в Рождество дворец посещали не только придворные, но и все желающие разделить с царем святой праздник, елку увидели тысячи глаз. И вскоре рождественская традиция наряжать ель, стала массовой.
В этом же зале музея можно узнать об истории стеклодувного производства в Клинском районе. Возникновение Клинского стеклодувного промысла и его развитие в местных деревнях относится к XIX веку, когда в 1818 году князь А.С. Меньшиков получает разрешение на открытие стеклодувного завода в своем имении Александрово для производства ламп, бутылок, изделий из цветного стекла. Мастера-артельщики выдували в те времена стеклянные изделия для аптек и прочих нужд.
В следующем зале музея мы попадаем в крестьянскую избу Клинского уезда, в корой наряду с печью, ткацким станком и предметами домашнего обихода можно увидеть рабочий стол мастера-стеклодува.
4.
В XIX веке в Клинском районе с появлением стеклодувного завода стал активно развиваться так называемый «камушный» промысел. В деревнях Выголь, Воздвиженское, Гологузово, Бортницы, Корост появляются кустарные мастерские, в которых изготавливались бусы, серьги, пуговицы и другие мелкие стеклянные изделия.
Для работы использовались металлические формы, керасиновая горелка…
5.
…и стеклянные заготовки - стеклодрот.
6.
Процесс разогрева стеклянной трубки осуществлялся в пламени-кружки-горелки. Изделия выдувались вручную с использованием форм.
7.
В следующем Индустриальном зале музея можно увидеть елку, наряженную первыми стеклянными елочными игрушками.
8.
А также старинные рождественские и новогодние открытки конца XIX века и 1906-1915 годов.
9.
Со временем кустари-производители стали объединяться в артели. Они создавались не только в Круговских селениях, но в Решетникове, Высоковске, Клину. Именно из этих артелей в последствие и выросла фабрика стеклянных елочных игрушек «Елочка».
10. Женские украшения. Бусы. Конец XIX в. Елочная игрушка. Стекло. Форма. 1900-1950 гг.
11.
Однако традиция наряжать елку в России просуществовала недолго: Октябрьская революция строго-настрого запретила религиозные обряды, в том числе рождественскую елку как буржуазный пережиток. Производство елочных игрушек в Клинском районе остановилось. Чтобы сохранить свои навыки, стеклодувы вынуждены были вновь обратиться к изготовлению мелких стеклянных изделий для аптек и т.п.
12.
Когда в 1935 году правительством было принято решение о возобновлении празднования Нового года в СССР, стеклодувный промысел возродился. В зале представлены монтажные, картонажные и ватные игрушки.
13.
Особо сложной в изготовлении считалась монтажная игрушка. Она состояла из ряда стеклянных деталей (стекляруса, бусин и небольших шариков), соединенных между собой металлической проволокой. Работа над такой игрушкой требовала определенных навыков и сноровки.
14. Монтажная игрушка. 1930-1950 гг.
15.
16.
17.
18.
19. Елочные украшения. Бусы. 1930-е гг.
20.
Ватные игрушки изготавливали из прессованного хлопка, которому придавали нужную форму с помощью проволочного каркаса. Раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером со слюдой.
>
21. Елочные игрушки. Вата. 1920-1950-е гг.
22.
23.
24.
25.
26.
Очень популярна в те времена была недорогая картонажная игрушка.
27.
28.
В следующих двух залах музея представлено мини-производство. Но, к сожалению, фотографировать там запрещено. Здесь можно наблюдать, как изготавливаются свободным выдуванием шары и формовочным выдуванием - фигурки определенной конфигурации. Удивительно, но инструменты стеклодувного производства практически не изменились с XIX века. Здесь всё та же горелка, металлические формы и стеклодрот. Во втором зале производства можно наблюдать за росписью игрушек и украшением их блёстками.
Следующий зал музея, где установлена очередная елка, называется «Щелкунчик». Название это не случайно, ведь с 1885 по 1893 год в Клину жил великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Именно в этом городе он заканчивает работу над музыкой к балету «Щелкунчик» по одноименной сказке Гофмана, сюжет которой разворачивается в канун Рождества.
29.
В следующих залах представлены советские елочные игрушки и открытки разных лет, которые богато иллюстрируют историю тех лет.
30.
31. Формовая игрушка. 30-60-е гг.
32. Формовая игрушка. 30-60-е гг.
33. Новогодние открытки. 40-50- гг.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41. Новогодние открытки. 60-е гг.
42.
43.
44.
45. Новогодние открытки. 60-65 гг.
46.
47.
48. Игрушка свободной выдувки. 60-70-е гг.
49. Елочная игрушка из полистирола. 70-80-е гг.
50. Елочная игрушка. 80-90-е гг.
На сегодня всё. В следующей части рассказа о Музее елочных игрушек покажу современные елочные игрушки, дизайнерские елки и многое другое.
Продолжение следует…