Очарованные Бельгией. Искусство кружевоплетения

Feb 07, 2011 14:27


Во второй половине дня в Брюгге, когда время работы музеев незаметно близилось к завершению, у меня возник вопрос: «Куда податься: то ли забраться на Белфорт, то ли отправиться в Кружевной центр?» Перспектива смотреть на старый город сквозь серую пелену дождь не вызывала у меня особого оптимизма. Да и вообще возможность подняться на какую-нибудь башню есть и в других фламандских городах, а вот посмотреть, как плетут знаменитые кружева, боюсь, что больше нигде не удастся. В результате я сделала выбор в пользу Кружевного центра и ничуть не жалею…




Вообще, процесс создания чего-либо всегда меня привлекал. Безумно нравится наблюдать за производством или ручной работой виртуозных мастеров. А искусство создания фламандских кружев очень старое и оттого еще более привлекательное.



1.

В Брюгге, да и не только в этом городе, можно увидеть множество кружевных лавок. Впечатляет сложность узор и тонкость нитей. И так хочется посмотреть как создается эта красота… На пороге одной кружевной лавки мне даже посчастливилось увидеть бабульку в белоснежном кружевном чепце, ловко орудующую коклюшками. Но темная узкая улица и дождь не позволили сделать снимок. Так что я отправилась в Кружевной центр, где можно увидеть интересные кружевнее изделия и коклюшки из разных стран и регионов, а самое главное понаблюдать за работой кружевниц...



2.



3.

Первые кружева появились в Италии в конце XV - начале XVI века, а несколько позже, в конце XVI века, кружевное искусство начинает развиваться во Фландрии. Хотя, есть предположения, что первенство всё же принадлежит Фландрии, что не удивительно, ведь Фландрия и Италия в те времена находились в тесном культурном взаимодействии. Художники отправлялись из одной страны в другую, для поиска вдохновения и изучения новых техник живописи. А вместе с этим узнавали и о новых искусствах. Так что где зародилось кружевоплетение, еще большой вопрос…



4.



5.

Первые кружева создавались с помощью иглы, а в качестве их основы использовались нити, к которым прикреплялись петельки. Позже плетение кружев стало осуществляться с помощью коклюшек, деревянных палочек, на которые наматывались нити для плетения. Коклюшки в течение всей работы используются в паре, важно, чтобы их расположение оставалось всегда правильным.



6.

Опытные кружевницы способны работать с сотнями коклюшек, быстро перебрасывая их из стороны в сторону, создавая сложнейшие узоры.



7.

Стоит отметить, что каждый регион имеет свои особенности в организации процесса плетения: так в разных странах и городах используются разные коклюшки, подушки для плетения и шаблоны.  Так во Фландрии принято плести кружева на большой плоской подушке.



8.

Размер и форма коклюшек также зависят от региона и от типа кружева. В Бельгии и Нидерландах используются коклюшки длиной около 10 см из бука с овальным расширением на конце.



9.



10.



11.

В Португалии пользуются более крупными и тяжелыми коклюшками для плетения из толстой пряжи. В Англии предпочитают прямые и тонкие коклюшки с небольшим шариком на конце для веса. Также в каждом городе есть свои шаблоны для кружев и свои методы плетения.



12.



13.

Фламандские кружева славились своей необыкновенной тонкостью благодаря качеству нитей, изготовлявшихся изо льна, который выращивался на полях Брабанта. Нити прялись в сырых, полутемных подвалах специально для того, чтобы кудель оставалась влажной и давала возможность выпрядать эластичную, тонкую, почти невидимую глазу нить. Кружевницами были главным образом девушки, и даже маленькие девочки, так как для этой работы требовались нежные. Легко представить насколько тяжким был их труд в таких условиях.



14.

В XVII веке во Фландрии в городе Бенш начинают выделывать плетеное кружево, тонкое и совершенно лишенное рельефа, получившее по месту изготовления название бенш. Орнамент его образован плотным переплетением нитей, а фон состоит из разнообразных густых узорных сеток. Отличительной чертой кружева бенш является особый узор сетки фона, напоминающий мерцающие звездочки снежинок, так называемый «снежный фон» (fond de neige).



15.

В первой половине XVIII века повсеместно осуществляется переход к тюлевому кружеву, в котором орнамент соединяется уже не связками или неправильной сеткой, а тюлем, т.е. прозрачной тонкой сеткой с мелкими ячейками одинаковой формы, выполнявшейся также ручным способом. Появление более легкого и воздушного тюлевого кружева объясняется изменениями, которые произошли в художественном стиле XVIII века. Декоративный, очень пышный, но тяжелый орнамент стиля барокко сменяется более легким и изящным орнаментом рококо. Это нашло свое отражение и в узорах кружева. Густые орнаментальные завитки, стилизованные цветки и растительные побеги, характерные для гипюров XVII века, заменяются выполненными с изумительным мастерством цветами, перевязанными бантами гирляндами и завитками рокайль, которые свободно располагаются на фоне тонкого тюля, чередуясь с резервами, заполненными ажурными фигурными сетками.



16.

Фламандские кружева пользовались большим успехом у аристократов всей Европы. В конце XVII - начале XVIII века главным центром кружевоплетения становится Брюссель. Однако плетеные кружева с изящным орнаментом на тюлевом фоне, производимые в Брюсселе были известны в европейских странах под названием англеттер, т.е. английских. Объяснялось это тем, что еще во второй половине XVII в. английский парламент в целях поощрения местного производства запретил ввоз в Англию фламандских кружев. Но поскольку фламандские кружева были лучше английских, и спрос на них был очень велик, купцы  продавали фламандское кружево под видом английского. Кружева, похожие на брюссельские, плелись и в других городах и местечках Брабанта, отчего получили название брабантских. Брабантское кружево по технике ничем не отличается от брюссельского, но гораздо грубее. Узор его менее плотного плетения не такой изящный и виртуозный.



17.

Орнамент и фон брюссельского кружева англеттер плелся одновременно, что создавало большие трудности при изготовлении простых вещей, но с середины XVIII в. техника его изготовления упрощается. В Брюсселе начинают делать аппликации по тюлю, получившие широкое распространение в XIX веке. При изготовлении такого кружева орнамент плелся отдельно и затем нашивался на тюль. Этот прием значительно ускорил и удешевил производство, так как наиболее искусные кружевницы плели орнамент и не тратили время на изготовление тюля, который плели менее квалифицированные мастерицы. А с 1830-х годов был изобретен машинный тюль, производство стало еще более дешевым, т.к. вручную теперь выполнялись лишь сложные орнаменты.



18.

Брюгге также был одним из основных центров фламандского кружевоплетения в XVI-XVII  веках. Более интенсивно кружевное производство начало развиваться в 1717 году, когда епископ Брюгге Van Susteran предложил бедным слоям населения заняться кружевоплетением, чтобы увеличить свои доходы. Хотя эта тяжёлая, кропотливая работа приносила не такие большие деньги, но для многих семей она была единственной возможностью заработать на жизнь.



19.



20.



21.

В середине XIX в городе насчитывалось около 10 тысяч мастериц, трудившихся с утра до позднего вечера за голодный паек. Брюгге в это время был обедневшим городом, в котором не было никакой промышленности. Кружевниц обучали мастерству в 92 малых и больших школах. Большое количество школ объясняется стремлением церковных общин и частных лиц уберечь молодых девушек от порочного влияния улицы. Для многих женщин это был единственный способ получить хоть какое-то образование. После Второй мировой войны, когда жизненный уровень поднялся, кружевные школы стали постепенно закрываться. Однако фламандские кружева востребованы туристами, о чем свидетельствуют многочисленные кружевные магазины. А в 1972 году в Брюгге по решению местных властей было решено создать Кружевной Центр, чтобы возродить забытые традиции кружевоплетения…



22.



23.



24.

Очарованные Бельгией:
На подступах к Бельгии. Кёльн.
На подступах к Бельгии. Как делают шоколад
На подступах к Бельгии. Сказочный Моншау.
Ан-сюр-Лес. Пещеры.
Дюрбуи.
Буйон и окрестности.
Путешествие вдоль Мааса.
Замок Фреир.
Сады Анневуа.
Одно из самых удивительных мест Бельгии.
Намюр.
Аббатство Виллер.
Ватерлоо.
Удивительный Гент (модерн).
Гент - город на воде.
Ночной Брюгге.
Брюгге без лишних слов (часть 1).
Брюгге без лишних слов (часть 2).

путешествия, Бельгия, Европа

Previous post Next post
Up