Лики истории в Европейском искусстве XIX века

Jan 18, 2010 13:13


В минувшую среду наконец-то побывала на выставке «Лики истории в Европейском искусстве XIX века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. После возвращения из Европы просто необходимо было посетить эту выставку, чтобы увидеть знакомые ландшафты и услышать знакомые имена. Все экспонаты воспринимались удивительно остро и близко. Может, сходя я на эту выставку до поездки, восприятие было бы совершенно иным…



1.Фламенг, Франсуа.
«Купание придворных дам в XVIII веке», 1888.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Вообще после Лувра и д’Орсэ в Париже ГМИИ им. А.С. Пушкина воспринимается как храм искусства, где все находятся в молчаливом благоговении перед работами мастеров. В Лувре, особенно на первом этаже, царит гул как вокзале, а в д’Орсэ поражает мизерный гардероб, а вследствие этого посетители в промокшей под дождем верхней одежде проплывающие между картинами, скульптурами и мебелью. А тут всё по-другому…

На выставке в основном представлена живопись как из зарубежных (Лувра, Галереи Тейт, Национальных музеев Берлина и др.), так из российских музеев, а также скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства.

Работы представителей «историзма» в живописи очень разнообразны, поскольку охватывают целое столетие, что сложно увидеть черты единого стиля. Каждый трактует историческую живопись по-своему. Тут можно встретить сюжеты из национальной истории стран, античные и библейские темы, сюжеты, почерпнутые из эпохи средневековья и из литературных произведений, а также из современности. Героями живописных произведений становятся и правители, и ученые, и простые люди.

Историзм в Европейской живописи за XIX век проходит целый путь развития, преодолевая ряд стадий, каждая из которых имеет свои особенности. «От зарождения в культурных коллизиях Просвещения - к «классицистическому» и «романтическому» историзму в двух основных модификациях: революционному «историзму современности» и ностальгическому «историзму патриархального (средневекового) прошлого». Далее - к обновленному, «домашнему» романтизму бидермейеровского типа, с неизжитым классицизмом и академизмом (их «осколками»), с поисками новой религиозности и новой эстетики, с многообразием «высокого» и «мелкого» внутри эпохального единства. От бытовой достоверности бидермейера осуществляется постепенный переход к «реалистическому историзму» 1850-1880-х годов как наиболее яркому и объективному в эту эпоху проявления постижения мира средствами искусства и, наряду с этим, как разной по своему наполнению и художественному качеству сферы национальной самоидентификации. Этот реалистический «историзм в собственном смысле слова» - широком, общекультурном - знает также свое более узкое и буквальное воплощение - эклектику, легко переходящую в плоский эмпиризм и салонную красивость. Кризис такого рода преодолевается затем «историзмом» оторванной от реальности мечты - «историзмом символическим», обремененным многосмысловым подтекстом или же предельно вещественным, предметным, рождающимся в рамках синтеза искусств, реализуемого модерном средствами архитектурно-пластического или сценографического дизайне». (М. Свидерская)

В XIX веке живопись исторического жанра обогащается новыми персонажами, дополнительными элементами и деталями, почерпнутыми из жанровой живописи, а также неожиданно реалистическим самостоятельным пейзажем.

Хотя на выставки представлены картины из разных музеев, основную массу составляют полотна из ГМИИ им. А.С. Пушкина и Эрмитажа, но даже ранее виденные работы, здесь в окружении других произведений «историзма» предстают в совершенно ином свете, во взаимосвязи с общим развитием европейской живописи XIX века - они звучат уже не как отдельные инструменты, а в составе целого оркестра.

Некоторые картины с выставки:



2. Ришар, Флёри Франсуа.
«Валентина Миланская, оплакивающая смерть мужа, герцога Орлеанского, убитого в 1407 году герцогом Бургундским «Бесстрашным». Салон 1802.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.



3. Гране, Франсуа-Мариус.
«Галилей в темнице». Конец 1830-х.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.



4. Квальо, Лоренцо II.
«Кронпринц Максимилиан на прогулке в Хоэншвангау». 1838-1839.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.



5. Шинкель, Карл Фридрих.
Копия Альборна, Вильгельма.
«Готический собор у воды», 1813.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.



6. Хан, Густав Адольф.
«Внутренний двор замка Крибштейн в Саксонии», 1858.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.



7. Галле, Луи.
«Эгмонт перед казнью», 1848.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.



8. Менцель, Адольф фон.
«Король Фридрих II. Крулый стол в Сан-Суси». 1848.
Государственные музеи Берлина, Национальная Галерея.



9. Грюцнер, Эдуард фон.
«Коллекционер», 1880.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.



10. Семирадский, Генрих Ипполитович.
«Песня рабыни», 1884.
Серпуховско историко-художественный музей.



11. Нестеров, Михаил Васильевич.
«Два лада», 1905.
Нижегородский государственный художественный музей.



12. Врубель, Михаил Алексеевич.
«Клеопатра на ложе», 1899.
Иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Египетские ночи».
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.



13. Бенуа, Александр Николаевич.
«Версаль. У Курция», 1897.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

И пара предметов декоративно-прикладного искусства:



14. Чернильный прибор в виде двух мужчин в древнерусских костюмах (царя и барина), играющих в шахматы, сидя за столом.
Россия, Середина XIX века.
Завод Попова.
Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».



15. Сервиз для вина «Петух».
Москва, 1880-е.
Фирма И.П. Хлебникова.
Государственный исторический музей.

выставки

Previous post Next post
Up