Nov 21, 2011 19:00
Фукидид. Из речи Перикла над могилами воинов (Пер.Ф.Г.Мищенко и С.А.Жебелева)
Дневник чтения
Мы любим красоту, состоящую в простоте,и
мудрость без изнеженности; мы пользуемся
богатством как удобным средством
для деятельности, а не для хвастовства
на словах, и сознаваться в бедности у
нас не постыдно, напротив, гораздо
позорнее не выбиваться из нее трудом...
Почему-то сразу бросились в глаза эти слова.
Существует легенда о том, что сам Геродот, читая отрывки из своей “Истории”, заметил юношу, льющего слезы восторга. Говорят, так соединились два великих историка. Но они же и “разъединились”.По мнению Фукидида, он ушел далеко вперед. Его идеи противопоставлены идеям Геродота. Он сам противопоставляет себя Геродоту. Так считают множество историков литературы.
Слова Фукидида о собственном творчестве подтверждают это: “Быть может, изложение мое, чуждое басен, покажется менее приятным для слуха; зато его сочтут достаточно полезным все те, которые пожелают иметь ясное представление о минувшем, могущем, по свойству человеческой природы, повториться когда-либо в будущем в том же самом или в подобном виде. Мой труд рассчитан не столько на то, чтобы послужить предметом словесного состязания в данный момент, сколько на то, чтобы быть достоянием навеки”.
Фукидид ищет в событиях прошлого объяснения настоящих событий и , что интересно, в “Речи Перикла” , как и во всей “Истории” он не опирается на веру в богов, провидение и судьбу, а также оракулов. Он мыслитель и философ. Его родине не нужно пустое, эти идеи он выражает с помощью герое и правителей, которых наделяет речами. Таким образом, его герои - скорее не личности, а носители определенных идей :” Создав могущество, подкрепленное ясными доказательствами и достаточно засвидетельствованное, мы послужим предметом удивления для современников и потомства, и нам нет никакой нужды ни в панегиристе Гомере, ни в ком другом, доставляющем минутное наслаждение своими песнями, в то время как истина, основанная на фактах, разрушит вызванное этими песнями представление”.
Главная идея речи не в восхвалении павших воинов, а в прославлении родины.
Перикл также рассуждает о дружбе и друзьях. Он утверждает, что герои-друзья бескорыстны и всегда готовы прийти на помощь. Не может не упомянуть он и красоту родины, ее величие, называя его город школой Эллады.
Оставшихся в живых он призывает: “В борьбе за такое-то
государство положили свою жизнь эти воины, считая долгом чести остаться ему
верными, и каждому из оставшихся в живых приличествует желать трудиться ради
него".
Любая идея сводится к наполненному пафосом восхвалению родины.