Информационная революция как путь в светлое будущее

Nov 20, 2012 23:27

1) Кризис системы образования - явление глобальное и происходит по всему миру. Во всех странах всех континентов, независимо от языка, национальности, структуры образовательных систем и методик обучения. Этот процесс протекает с разной скоростью в разных образовательных системах, однако общая тенденция от страны к стране не меняется.

2) Кризис не может быть преодолен, пока не будут выявлены его истинные причины. Поскольку этот кризис глобален, его причины неминуемо имеют максимально общий характер. Они работают везде - в США, России, Европе, Азии, в каждой точке земного шара. Что это за причины?

3) Причины и масштаб кризиса системы образования сильно недооцениваются, однако каждый, кто работал в школе или институте, знает, что происходит падение уровня мотивации учащихся. Поскольку количественно это падение измерить сложно, можно некоторое время делать вид, что ничего не происходит. Поскольку в нашем образовании происходят и другие процессы, это явление может не привлекать к себе большого внимания. Однако, непосредственной причиной кризиса является именно оно. Поскольку наше образование является в значительной степени замкнутой системой, мы можем не знать, что в других странах мира происходит то же самое. Но это так.

4) Основной мотивацией любого учащегося является получение знаний. Почему люди хотят получать новые знания? Потому что это стремление (любознательность) заложено в них природой как одна из составляющих эволюционного механизма приспособления к окружающей среде. Проще говоря, нормальный ребенок (в среднем) не может не хотеть получать знания. Почему же дети не хотят учиться?



5) Истинной причиной кризиса системы образования является глобальный процесс, автоматически снижающий уровень мотивации учащихся по всему миру. Этот процесс называется информационной революцией. Информационная революция - это, выражаясь простым языком, массовый, неограниченный и очень простой доступ к невероятно огромным объемам информации. Сейчас достаточно один раз научиться производить определенные действия с компьютером и пользоваться Google (никаких других навыков, кроме умения читать и писать, не требуется), чтобы извлечь любую нужную вам информацию (причем поданную именно на вашем уровне понимания вопроса) в любом месте земного шара (даже в метро теперь есть WiFi), причем практически мгновенно. Даже язык больше не является препятствием - в Google встроен онлайн-переводчик.

Этот процесс в приложении к образованию имеет две стороны.

а) Человек не может усвоить больше определенного количества информации в единицу времени, причем это верно не только для кратких (минуты и часы), но и для длительных промежутков времени (день, год). Таким образом, дети, приходя в школу, просто физически не могут учиться - их головы заняты другим.

б) В индустриальном обществе школа являлась единственным общественным механизмом распространения знаний. Информация, написанная в учебниках и излагавшаяся учителями, была в какой-то степени эксклюзивной: она была специально подобрана и адаптирована так, чтобы дети ее понимали, при этом других источников такой информации в таких масштабах и такой степени доступности (как в плане легкости усвоения, так и в плане легкости доступа) не было. Таким образом, мотивация среднего школьника значительно повышалась, так как знания, дававшиеся школой, просто негде было больше взять (по крайней мере, в значительных масштабах) в таком виде, чтобы средний ребенок мог их понять.

Сейчас это положение изменилось. Школа больше не обладает монополией на простые знания.

При этом никто не отслеживает качество получаемой по этому каналу информации, да это и в принципе невозможно, так как информация Интернета по определению контекстна - то есть пользователь сам решает, какого рода информацию и в каких количествах получать. Дети, разумеется, в большинстве своем не могут сделать в этой ситуации разумный выбор - их просто никто этому не учит (более того, этого не могут большинство взрослых). Поэтому информационная революция, как это ни парадоксально, делает неизбежным падение уровня образованности населения (причем в мировом масштабе). Чем меньше степень информатизации (в первом приближении, компьютеризации) общества, тем меньше падение - это очень хорошо видно на примере нашей страны. Причина до сих пор относительно высокого качества нашего образования именно в нашей отсталости, а вовсе не в каких-то мифических достоинствах советской школы и вуза. Но рано или поздно к этому придут все.

6) Можно ли как-то противостоять этому процессу?

а) Информационная революция - глобальный процесс, вошедший в стадию необратимого роста. Массовая доступная информация - это слишком удобно и приносит слишком большие прибыли. «Отменить» ее не получится.

б) Повышение уровня мотивации учащихся другими методами возможно - существует множество направленных на это педагогических приемов и методик. Однако, двум вышеописанным следствиям информационной революции (перенасыщение информационного поля и потеря школой монополии на знания) эти методы противостоять не могут. Они могут дать локальный эффект, но побороть тенденцию не способны. Это облегчение симптомов, а не лечение болезни.

в) Существует фактор личности учителя - по-настоящему увлеченный своим предметом человек или талантливый педагог может увлечь детей за собой (по крайней мере, часть из них) и направить их познавательную активность в нужное русло вне зависимости от используемых им методов. Но таких людей мало, и противостоять глобальной тенденции они не способны.

Previous post Next post
Up