Фоты и тексты из Википедии и других сетевых источников.
Начало канала в районе Светлого Яра, конец у Калача-на-Дону.
Свести важнейшие реки Европейской России люди мечтали давно. Народы, населявшие этот регион, в поисках кратчайшего пути накатали между Волгой и Доном разные переволоки (лучшей считалась Дубовская). Турецкий султан, а затем Петр I приказывали «сшить» стратегические артерии соединением их притоков. После неоконченного рытья канала в Камышинском районе до сих пор заметна гора. Тут стоит поселок Петров Вал. Тем не менее, цель так и не была достигнута до самого 1948 года. Вот тогда за дело взялись по-советски серьезно, прорыв грандиозное гидросооружение. 31 мая 1952 года на южной окраине возрождённого из руин и пепла Сталинграда, между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов. Так родился Волго-Донской канал.
Длина Волго-Донского канала - 101 километр, из них 45 км приходится на водохранилища.
Вид канала со спутника. Справа - Волга, слева Дон.
Тематика оформления судоходных шлюзов и гидротехнических сооружений канала посвящена победе в Великой Отечественной войне и прославлению советского народа.
Канал берет свое начало в городе Волгограде, где расположен шлюз №1 и шлюз №2, а с рекой Дон соединяется на западе Волгоградской области, в районе поселка Пятиморск, где расположен шлюз №13.
Арка шлюза №1 в городе Волгограде.
Шлюз №1
ВДСК
Для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44,5 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции).
Габариты шлюзовых камер - 145×18 метров. Расстояние между шлюзами варьируется от 700 метров на волжском склоне до 20 км на донском склоне. В состав канала входят Варваровское, Береславское и Карповское водохранилища. На весь путь затрачивается около 10-12 часов. Канал питается донской водой из Цимлянского водохранилища, так как Дон лежит на 44 метра выше Волги. Системой из трёх насосных станций (Карповской, Мариновской и Варваровской) вода подаётся на водораздел, откуда самотёком подаётся на волжский и донской склоны. Часть воды используется для орошения.
В Волгодонске находятся ещё два шлюза - 14 и 15.
Шлюз № 15 украшает скульптурная группа «Казаки».
Монументальная композиция возведена в 1953 году по проекту архитектора Леонида Михайловича Полякова и скульптора Георгия Ивановича Мотовилова.
Монумент виден из любой точки Волгодонска.
Казаки в мундирах изображаются на вздыбленных лошадях. Один из казаков замахивается шашкой, другой держит её над головой. «Казаки» являются объектом культурного наследия федерального значения, поэтому на близлежащей территории запрещено вести хозяйственную или какую-либо иную деятельность, способную оказать негативное воздействие на сохранность данного объекта, а так же запрещено размещать любые информационные или рекламные стенды и вырубать растительность.
Скульптура на башне шлюза №15, на правом берегу Дона (ближняя к ГЭС).
Скульптура на башне шлюза №15, на левом берегу Дона (ближняя к Волгодонску).
Скульптурная композиция состоит из двух башен-колонн, расположенных по обе стороны от последнего (№ 15) шлюза Волго-Донского судоходного канала. На них установлены статуи всадников. Пьедесталы выполнены в духе раннего классицизма, сверху украшены филенчатым поясом. Ширина у основания составляет 4,5 м. Надпись на мемориальной доске гласит:
«Здесь в августе 1942 года стояли насмерть, защищая ворота Кавказа, гвардейцы Кубанского казачьего корпуса, удивив мир своей стойкостью и величием духа.»
Под этой скульптурной группой на реке стоит
Памятник «Степан Разин со товарищи»
Этот необычный деревянный памятник находится в водах реки Дон, вблизи города Волгодонска Ростовской области, у шлюза №15, входящего в состав Цимлянского гидроузла, но относящегося к Волго-Донскому судоходному каналу.Скульптурная композиция «Степан Разин со товарищи» встречает суда, идущие по реке Дон в Цимлянское водохранилище, откуда суда через Волго-Донской судоходный канал попадают в Волгу. Идея памятника заключается в следующем. Степану Разину, которому приходилось волоком перетаскивать челны с Волги в Дон, приписывают такие слова: «Эх, любо было бы прокопать ров от Дона да к Волге. Вот разгулялись бы мы тогда, братцы!» Памятник представляет из себя деревянный челн с восемью фигурами, выполненными из лиственницы. Центральное место отведено фигуре Степана Разина. Чуть поодаль - два казака - отец и сын, ещё дальше - калмык и крестьянин. Между ними - священник, лицо историческое, сыгравшее важную роль в сплочении повстанцев. Завершают композицию сидящий на корме казак и мальчик у ног Степана Разина. Авторы памятника: скульптор В.П. Сосунов, архитекторы П.С. Бондаренко, В.Ф. Ефременко. Постамент памятника изготовлен из металла.
Шлюз № 14 в Волгодонске.
Лелею надежду побывать в круизе по каналу и пофотографировать его достопримечательности.