Затрону ещё одну холиварную тему, пока мои мысли свежи, но уже оформились в какую-то словопередающую форму.
Потихоньку Ян выходит из младенческого возраста и я начинаю задумываться о дальнейших образовательных шагах. Дальше у нас детский сад, подготовка к школе и, собственно, школа. Ещё дальше смысла думать пока нет. Расскажу об этих трёх шагах и моих выводах за несколько прошедших пару месяцев.
Начну с того, что Яник уже посещает сад. Проходил в него целых 4 дня :) После чего засопливился, потом в принципе заболел, потом выздоровел, но уже приближался День Рождения, а там и отпуск. В общем, решили в сад до возвращения из поездки не ходить. Кстати, эти прошедших 4 дня в саду для меня стали глотком воздуха. Да, это всего три часа и я ещё не успела даже нормально выйти за порог сада без ребёнка. Один раз на почту сходила :) Но даже читать книгу в раздевалке - уже отдых :)
Получается, что утром мы встаём, завтракаем, и выходим в сад. Туда приходим, Ян играет, а я отдыхаю. То есть отвлекаюсь от необходимости контролировать этот детский процесс - развлекать, успокаивать, высаживать, кормить. Просто отключаешь мозг и уже классно! Потом забираешь уигравшегося ребёнка, везёшь его домой, кормишь, он спит... и вечером, по сути, первое свободное время с ним вместе.
Когда он приболел и мы снова начали проводить вместе все дни, я вначале просто наслаждалась - время вдвоём!!! Наслаждалась первые дня два. пока снова не стало обыденностью :)
Ну так вот, возвращаясь к образованию, я для себя начала открывать новые возможности и новые пути. То, что раньше казалось единственным, необходимым и достаточным, сейчас потихоньку преобразуется в некую направляющую, ствол, на который всё равно своими силами или другими дополнительными стараниями, надо будет навешивать листья и наркучивать лианы.
Если говорить прямо, то ограничение школой на мой взгляд, сделает жизнь ребёнка скучной, неинтересной и образование даст весьма условное. Даже хорошая школа.
Почему? Потому что школа не несёт никаких семейных ценностей. А семья - это всё-таки важно. И знания из семьи должны идти не меньше. Во-вторых, в школе массовый подход, продиктованный не потребностями конкретной личности, а программой. Очень круто, когда в школе есть настоящие учителя, которые вдият детей и работают с каждым. Но полагаться только на это уж слишом опрометчиво. В-третьих, школа - это только база. Нельзя ограничиваться знаниями о мире используя только учебник. Ну то есть я вот, например, в основном так и училась - по учебнику. И в моей жизни очень не хватает той самой практики, когда через свои дейсвтия познаёшь мир.
Ответ вроде сам собой напрашивается - ну её школу, устраивай семейное образование. Тем более, это сейчас модно. Но это ведь уже другая крайность! Получится золотая клетка, где за ребёнка большинство вопросов буду решать я. Тоже не вариант.
Сейчас мне видится идеальное школьное (по крайней мере начальное) и предшкольное будущее в симбиозе государственной системы обучения, домашнего образования и использования внешних ресурсов, таких как
перелётная школа, о которой я писала раньше. То есть, например, ребёнок учится первые пару месяцев в школе, вспоминает программу прошлого, получает новые задания, вливается в свой коллектив. Потом на пару месяцев уходит из государственной школы, получая то самое практическое и свободное обучение, сдаёт контрольные и экзамены. А в коце года снова садится за парту.
Вот вспоминая себя в школьные года, хотеось бы вам на пару месяцев улететь из обычной школы, а потом вернуться в неё снова? Я была бы счастлива, возможно, и нашим жетям понравится эта идея.
А что же до школы? Хороший вариант - это найти детский сад, который бы устраивал своими педагогами. На счёт государственных садов пока ничего не ясно. Сейчас мы ходим группу кратковременного пребывания и воспитеталь там чудесный! Но на следующий год что будет за воспитатель пока неясно.
Последнее время всё чаще приходится мне слышать о вольдорфской методологии. Именно приходится. Вот в этой перелётной школе она используется для детского сада, рядом с дачей есть такой садик. И чем больше я узнаю, тем больше мне нравится эта тема. Натуральные материалы, разновозрастные группы, эпохи и ритмы. Прекрасно. Но вот опять есть одно большое пятно - по методологии не учат детей минимум до 7 лет. Не учат ни читать ни писать. Не, я к этому не готова.
Почему? С одной стороны может и верно, что в свои 7 лет ребёнок нагонит и спокойно всё выучит. И может это было бы прекрасно, если б все так делали. Но на фоне других детей как быть? Мой мамский эгоизм похвастаться достижениями своего ребёнка здесь участвует частично. Я верю ещё и в то, что и сам ребёнок должен осозновать, что он вполне себе на уровне. Мы живём в таком мире, где принято читать, писать и считать. И это те навыки, на клторые обращают внимание ещё до школы. Если я буду сама уверена в том, что это вредно знать до 7 лет, тогда может и хорошо, но сейчас в разговоре с друшими взрослыми людьми, я скорее начну оправдываться и прикрываться чужим мнением. Ребёнок это почувствует, совершенно точно. Пусть лучше читает и считает. И знает формы и названия нот или на что там ещё табу. :)
Ну вот вам и снова моя "золотая середина" - коллектив и база вне дома, и большая часть знаний из семьи.
Я честно не знаю, где та граница, где можно считатьначинается методолгоия. Вот взять намой взгляд лучшее, а худшее убрать - это, наверное, уже совсем не то :) Так что постараюсь находить лучшее, выбирать по наитию то, что мне будет нравиться и стараться развить сильные стороны доступных мне возможностей.
А там видно будет :)