Великий Зигмунд Фрейд не придавал значение проблеме агрессии, вообще не включая её в сферу внимания и несколько раз изменяя свою трактовку этому понятию. Уже одно это говорит о том, что тема интересная и глубокая. Попробую выразить некоторые накопившиеся мысли по этому поводу.
На международном конгрессе психоанализа 1971 года дочь Зигмунда Фрейда сказала, что если бы её отец подольше прожил, то он бы наверняка "радикальным образом пересмотрел свою теорию агрессии". А агрессия по Фрейду - это продукт либидозной фрустрации, которую можно назвать этакой "дочерью фрустрированного секса". Т.е. агрессивное поведение человека возникает от неудовлетворения растущих социальных ожиданий, являясь внешним фактором.
В этом вопросе многие выкладки и рассуждения опираются на господствующую парадигму мышления, которая фактически в связке сингулярности пространства и времени отождествляет то и другое. То есть все так или иначе развертывается пусть и в многоуровневом, но все же едином пространстве и, самое главное, фактически вольно или невольно в одном однонаправленном времени.
Отсюда, кстати, и такое разнообразие в трактовках термина «Агрессия». Хотя если разбирать этимологию точнее, то это слово явно ближе к понятию «смешивание». Именно потому, что корень «град» предполагает иерархическое разделение, тогда как частица «а» идет как отрицание. Отрицание структурирования и есть собственно смешивание. Но по другому никак нельзя в старом постулировании форм движения материи, то есть пространства и времени. Это вот единое время и представляет собой это самое глобальное смешивание, которое происходит явно не в действительности, а в наших головах и является продуктом нашего сознания. В виде когеррирования нашего одновременного социального и реального существования с прочими явлениями.
Сам же механизм такого когеррирования как раз построен на этой самой агрессии как смешивании и, самое главное, прерывание такого вот смешивания. Это прерывание как раз составляет базовую основу так называемого абстрактного мышления. Вообще, пора вводить в научный оборот как вполне определенное явление природы это самое «прерывание». Тогда многие непонятки и изобилие терминов фактически уйдут, уступая место стройной системе. Правда, тогда придется пожертвовать единым временем, выводя его единство как функцию осознания как реальности. Реальности не в старой трактовке главнейшего философского вопроса - что первично ? Или познаваем ли мир?
А реализации функции агрессии универсального прерывания, то есть агрессии времени. Где универсализм прерывания как раз и фиксируется как некий информационный ноль, точка отсчета и точка реализации универсального закона движения. Сознание тогда продолжает идти как объективная реальность в виде свойства высокоорганизованной материи в чем? В отражении и САМООТРАЖЕНИИ!!! И через это самое самоотражение сознание как раз и формирует единое однонаправленное время.В виде и прежде всего социальной агрессии.
Хотя в реальности есть смысл ассоциировать время все-таки и прежде всего с прерыванием. Универсальным прерыванием универсального движения. В таком случае универсальное движение будет представлять собой другую форму существования материи - пространство. Сознание идет как информационная функция, причем универсальная. И универсальность ему придает возможность оперирования со временем. А вот механизм такого оперирования со временем как раз и является механизмом использования разных форм агрессии как смешиваний разного рода.
Самое любопытное, что почти все определения агрессии и её описания как раз нормально укладываются во всю эту схему как описания разных форм и уровней. Но опирающихся на работу универсального закона движения материи: деления делением деления. Сознание как раз и фиксирует прежде всего перверсию этого процесса, то есть оперируя прерываниями, фиксирует все же и прежде всего все донаоборот, то есть движение. Движение фиксируется прерываниями через агрессивное смешивание реальности и виртуальности.