В 2005 году Пушкинский музей сделал ужасную выставку “Россия-Италия”. Выставили по картине каждого именитого художника от Джотто до Шагала. Напротив, условно, Репина висел, условно, Модильяни. В общем, ужас. Выставка была широко разрекламирована и позиционировалась как грандиозное событие в художественной жизни Москвы. Единственное, что там было интересного, - это посетители. Я лично видел полк солдат.
Не потерялись там, на мой взгляд, два автора: Леонардо да Винчи и Андрей Рублев. Оставим притягательность первого на откуп Голливуду и займемся вторым. Это, конечно, громко сказано, а если серьезно, то я хотел бы поговорить о том, чем в последнее время занимается ростовский художник Александр Сигутин.
А занимается он работой с визуальными образами русских икон. Я не вполне уверен, что словосочетание “визуальный образ” - в данном случае самое удачное или точное, поэтому поясню. Более привычным современным способом обыгрывания (включения в новое визуальное пространство, если хотите) чего бы то ни было является обыгрывание, основанное на смысле или идее, а еще чаще на неком мифе. Т.е., скажем, скорее встретишь вклеенную в фотошопе Мону Лизу, перекрашенную в желтый цвет, чем современную инсталляцию, изучающую композиционные приемы Ренессанса. Сигутин как раз занимается последним.
Речь пойдет о двух сериях работ. Первая из них называлась «Жизнь замечательных людей». Репродукции известных икон, поверх крупные широкие мазки. Своеобразный анализ цветовой композиции и контрастных отношений. Издалека даже не слишком понятно, что именно произошло. Как будто просто реставрация - цвета стали ярче, исчезли трещины в живописном слое. Этакий возврат к наброску или, точнее, подмалевку. Можно увидеть в этом и снятие внешнего покрытия, верхнего слоя, открытие более простой и глубокой структуры.
оригинал
работа Сигутина
Вторая - “Из жизни супремусов”, на мой взгляд, еще интересней. Сигутин взял и построил абсолютно узнаваемые иконные композиции методами супрематизма, т. е. проще говоря, из разноцветных квадратиков и прямоугольников. Потрясающая смесь русского нигилистического авангарда 20х годов и иконной пластики.
Мне эти работы кажутся важными именно в силу своего конструктивизма. Ведь это и есть искусство, которое должно сейчас занимать место того, что называется академическим. Т.е. состоявшегося, уравновешенного, и в то же время интересного, и актуального. Тем более, что и тема чисто теоретическая.
Мне совершенно не понятна реакция части общества на работы Сигутина. Почему человека, изучающего красоту иконы, приписывают к богохульникам? Почему работы снимаются по требованию Епархии? Я уж молчу про имевшее место рукоприкладство.
PS Все иллюстрации я позаимствовал из ЖЖ автора:
sigutin. Надеюсь, он не будет против, благо никаких других целей, кроме популяризации его творчества, я не преследовал.