Вольс. Портреты.

Nov 30, 2006 01:30


Имя Вольс, псевдоним Вольфганга Шульце (1913-1951), почти неизвестно в нашей стране. Странная личность, немец, живший во Франции, художник, фотограф, алкоголик, - он фигурирует в словарях под рубриками «ташизм», «сюрреализм», «информель», «экзистенциализм». Глядя на его загадочную монограмму и фотографии Парижа, кто-то, может быть, вспомнит имя Сартра, который посвятил Вольсу эссе «Пальцы и не-пальцы» (1963). Кому-то попадались «иллюстрированные» Вольсом книги Кафки и Антонена Арто.
От Вольса осталось много до сих пор неразобранного и неопубликованного материала: фотографии, рисунки, акварели, офорты и пр. После смерти он был быстро забыт.
Сегодня на Западе Вольс - признанное имя первой величины. Его произведения находятся в музеях на почетных местах.

Альфред Отто Вольфганг Шульце родился 27 мая 1913 г. в Берлине, а умер 1 сентября 1951 г. в Париже. События его 38-летней жизни не многочисленны. Юность прошла в богатой буржуазной семье, жившей в Дрездене, в те годы интересы молодого человека были весьма разнообразными - от зоологии до музыки, от спорта до фотографии, - но всегда связанными с практическими, полезными знаниями.
Так и не закончив гимназию, Вольфгант задумывается о своем дальнейшем жизненном пути. Обладая талантом скрипача, он, тем не менее, отвергает музыкальную карьеру. Для начала устроившись в фотомастерской, а затем рабочим в авторемонте, Отто мечтает изучать этнографию, но отсутствие аттестата зрелости помешало реализации этого желания.
Вольфганг начинает учиться у художников объединения Баухауз, где Мохой-Надь советут ему поехать в Париж, снабдив рекомендательными письмами. В 1932 г. Шульце приезжает в Париж и работает в качестве фотографа. Ему девятнадцать лет.
Через год Вольфганг знакомится со своей будущей женой Грети. Так как документов у него не было ни немецких, ни французских. Вольс скрывается, бежит на прекрасный остров Ибица. В 1935 году он первый раз сидит в тюрьме.
Некоторую передышку дал 1937 г. Отто предложили стать официальным фотохудожником на Всемирной выставке и участвовать в оформлении Pavilion de l’Eleganse. В это время ему приходит оригинальная идея псевдонима «Вольс»: нечто похожее он однажды увидел в адресе телеграммы, где по ошибке начальные буквы имени Вольфганг были написаны слитно с первой буквой фамилии (S). В дальнейшем все фотографии, рисунки, акварели и живописные работы он подписывает этим именем.

В сентябре 1939 г. началась Вторая мировая война. Вольс был интернирован и четырнадцать месяцев провел в различных концентрационных лагерях для интернированных лиц на юге Франции. Когда оккупационные германские войска захватили Францию в 1942, Вольс оформил свой брак, получив тем самым французское гражданство, и бежит. В тихом местечке Дьельфи под Монтелимаром, в горах над Роной ему удается спрятаться. И в лагерях и в маленьких убежищах Вольс что-то рисует: это «каракули», нечто растительное, - то страшное, колючее, то идиллическое.

После войны в декабре 1945 г. Рене Друэн в своей галерее выставил акварели и рисунки Вольса. И хотя выставка не имела успеха у публики и критиков, Вольс и Грети вернулись а Париж.
Весной 1952 года Вольс прошел курс лечения алкоголизма. В августе того же года, отравившись несвежей кониной, Вольфганг Шульце умер.

Прижизненные персональные выставки живописи (1942 -- Нью-Йорк, 1945 -- Париж, 1947 -- Париж, 1949 -- Милан, 1950 -- Нью-Йорк).

Вольса нередко рассматривают как жертву, «загнанную лань»: известная страшная картина - художник и насильственное буржуазное общество, чудовищный фашизм и лирик. Вольс действительно очень боялся угрожавших ему внешних сил - полицейских, немцев, чиновников, культурных людей. Насколько его творчество действительно выросло из страха, было формой подавления страха, - решить не так просто, потому что Вольс не был несчастным, - об этом говорят его афоризмы и записи, например, такие: «Вольс искренне любит материю, которая нас окружает», «На душе легко и привольно от шелеста тополей, похожего на шум парусов в шторм, где-то в далекой вышине. Желание понять тщетно. Чернила замерзли. Январь. Нет ничего бесполезного - и ничего полезного». Вольсу можно даже позавидовать как счастливому, блаженному человеку, источником искусства которого была наивность и благодать. Она снисходила на него в изгнании, в бегстве, в уходе в себя, в пьянстве. Имя Вольса встречается в статьях, посвященных «эскапизму» - так пару десятилетий назад называли сознательный выход из общественной игры в пространство личной нарциссической свободы.




Сведения о Вольсе-фотографе фрагментарны.
Уже в 1932 году в нидерландском журнале «Фильм лига» была опубликована статья о фотоработах «Вольфганга Шульца». В 1937 году одна парижская галерея организовала его выставку, экспонировав преимущественно портретную фотографию. Снимки «Павильона Элегантности» широко публиковались на страницах французских и международных журналов мод. Но фотограф Вольс стал известен широкой общественности лишь с 1978 года благодаря ряду персональных выставок.

Вольс фотографировал случайное, маргинальное, обычно ускользающее от внимания. Он искал необычные ракурсы и композиции, обнаруживал неожиданные взаимосвязи.
Объектив Вольса не знает точки съемки на уровне глаз, точки избирательной одномоментности, собирающей зрение фотографа и объектива в одно целое - только верхние или нижние ракурсы. Пространственная глубина мотивируется контрастно, главенствуют тени. Предметные мотивировки если и встречаются, то акцентируется "дырчатость" двумерной поверхности, геометрическое небытие фактуры. Отсюда бессознательная важность детали, всегда получающей в сновидении преувеличенно самостоятельное значение - так в одноименной повести Гоголя нос отделяется от своего хозяина, чтобы отправиться вместо него к парикмахеру.




В конце 20-х и в 30-е годы фотография сближается с живописью магического реализма, различные варианты которого развивались в самых разных странах. Как и живопись магического реализма, фотография пытается вскрыть тайные, глубинные черты реальности, питая интерес к необычному, загадочному, магическому, тому, что скрывается под внешним обликом тех или иных явлений.
Фотопортреты также представляют собой художественные аранжировки человеческих образов и фигур. Цель фотографа - достичь непринужденности, освободить портретируемого от ненатуральных мимики и жестов. Вольс старался показать человека в его фактическом существе, его изначальности. Нередко он снимал целые серии портретов одной модели, очевидно, желая запечатлеть такое мгновение, когда не останется и следа искусственной позы.
Вольс часто фотографировал клошаров, но его не интересовали условия существования людей, отверженных обществом. Для него было важным необычное и случайное окружение, или фон.
С точки зрения формы и содержания работы Вольса близки сюрреализму. Сюрреалисты сделали своим девизом высказывание Лотреамона: «…прекрасно, как случайная встреча швейной машинки и зонтика на операционном столе». Здесь очевидна принципиально важная, программная дефиниция: ценно случайное, существенно важно - абсурдное.

Вольс

Previous post Next post
Up